Александр Вертинский: Не надо обижаться на жизнь…

Автор: 22.12.2020 Обновлено: 09.08.2023 20:30

Кем бы мы ни были, в какой бы стране ни жили, в новогоднюю ночь из года в год желаем себе и близким оставить всё плохое в прошлом, взять в новый год всё только хорошее. Если жизнь особо припекла — хотим начать новую. А потом у нас все идёт как обычно, и мы проживаем очередной год, чтобы в новогоднюю ночь опять поднять бокалы за то, что плохое надо оставить, а хорошее взять. «Берегись, — предостерегал нас великий мудрец Омар Хайям, — ибо жизнь — это сущность творенья. Как её проведёшь, так она и пройдёт».

И всё-таки есть примеры, когда новогодние пожелания претворяются в жизнь, но не сами по себе, а как результат больших усилий человека, решившего изменить свою судьбу.

Конечно, мы никогда не узнаем, о чём говорили в новогоднюю ночь 1944 года муж и жена Вертинские. Одно несомненно — о новой жизни. Они только что приехали в СССР из Китая. С ними трёхмесячная дочь. Что будет? До сих пор всё и так было непросто, а тут решились на такой шаг.

 

Тот, кто хоть немного знает историю СССР, понимает, чем рисковали эти люди. Просто перечислим ключевые слова, которые определяют степень риска и меру надежды на хорошее: происхождение, эмиграция, репрессии, война, Сталин, ГУЛАГ, расстрел.

Vertinsky

Инициатором переезда был муж, Александр Николаевич Вертинский. Ему в 1944 году исполнялось 55 лет, его жене Лидии — 21 год. Он родился ещё в царской России, представлял когда-то очень успешно культуру Серебряного века: пел, сочинял, снимался в кино. Он нашёл свой неповторимый образ в искусстве и выделялся своим оригинальным талантом среди многочисленных звёзд, горевших на небосклоне русской культуры рубежа XIX-XX веков. Потом пережил Первую мировую, события 1917 года, знал непонаслышке, что такое Гражданская война в России, что такое красный террор. Потом были 23 года эмиграции, бесконечные переезды из страны в страну. Гастроли по всему миру. Известность.

Yuri Khanon & Mikhail Savoiarov pour Wiki-Media

С 1934 года он жил и работал в Китае. А его жена, Лидия Циргвава, родилась в Китае в семье эмигрантов из России. Познакомились они в 1940 году. Разница в возрасте в 34 года делала их отношения просто невероятными. Но характер, обаяние, жизненный опыт, талант Александра Николаевича сделали брак возможным. А ещё письма его к ней… Они жили в одном городе, Шанхае. Виделись часто, но так повелось, что самое главное о себе они писали друг другу в письмах:

«Вы — моя любовь… Вы — самая красивая на свете. Самая нежная, самая чистая. И поэтому я так остро принимаю каждую Вашу резкость. Вы должны приносить радость. Только радость. И всё должно быть для Вас, даже моё искусство. Даже мои песни и вся моя жизнь. Помните, что Вы — моё „Спасенье“, что Вас послал Бог, и не обижайте меня, „усталого и замученного“. Меня и так терзают люди. А Вы — спасенье от них. Единственная награда за все.
Благодарю Вас. За письмо. За доброту. За верность. Ваш. Всегда Ваш. Навсегда Ваш.
Сандро
P. S. Пожалуйста, прочтите письмо несколько раз и подумайте над каждой фразой, а то Вы быстро прочитаете и не поймёте главного — моей любви».

Она была грузинкой по отцу, поэтому Александр хотел быть для неё «Сандро».

Он победил, конечно, очаровав на всю жизнь Лидию и сломив яростное сопротивление её матери. Брак был заключён в 1942 году: венчались в церкви, регистрировались в советском посольстве.

Почему регистрация брака происходила в посольстве, и когда Вертинский получил советское гражданство — особая тема. Добавим только, что добивался разрешения возвращения в СССР он долго и настойчиво. Разрешение было получено в 1943 году. В самом конце 43 года Вертинские прибыли в СССР. Новый, 1944 год, семья встречала в Москве. Это было начало.

А теперь представьте: в военное время на советской сцене появился новый человек. Артист, ни на кого не похожий даже внешне. Мы ведь понимаем, что в Советском Союзе к сороковым годам уже выработалось особое понятие о человеке искусства. Самые популярные артисты — это Леонид Утёсов, Марк Бернес, Клавдия Шульженко. Это «Сердце, как хорошо, что ты такое…», «…и поёт мне в землянке гармонь…», «Синенький скромный платочек». Всё своё, такое выстраданное и родное. Доступное и близкое.

Представляете, как трудно было человеку в 56 лет, который многие годы трудился над созданием своего изысканного и неповторимого сценического образа, учиться демократизму? А репертуар? Ведь, по сути, Вертинский был осколком Серебряного века. И его успех за границей объяснялся ностальгией белой эмиграции по прошлой своей жизни в дореволюционной России. Александр Николаевич проявил не только свой артистический талант, но и аналитический ум, способность правильно оценивать ситуацию и своё место в ней. Он внёс коррективы в свой репертуар: не отказался от своих любимых песен, но какой-то новой интонацией или новым жестом сделал их интересными для непривычной ему аудитории. Он написал новые стихи и песни о войне, о любви, о семье. Он поёт «Доченьки», и у всех мужчин-отцов влажнеют глаза.

Не всё сложилось так, как хотелось, конечно. Не было выступлений на радио, не выпускались пластинки, не было хорошей рекламы, не было даже афиш в нужном количестве. О нём никогда при жизни не писали в газетах. Но это была уже политика. И настаивать на чём-то было просто опасно. Зато были гастроли по всему Советскому Союзу, были аншлаги на концертах, были поклонники и знатоки его творчества, были роли в кино. И даже в 1951 году была Сталинская премия за роль в фильме. Но главное — была семья, была надежда, что их дочери будут жить достойно и интересно.

Умер Александр Николаевич Вертинский в 1957 году скоропостижно во время гастролей в Ленинграде. До последнего дня он работал над книгой о своей жизни «Дорогой длинною».

Лидия Владимировна Вертинская тоже написала мемуары «Синяя птица любви». Умерла она совсем недавно, 31 декабря 2013 года, пережив своего Сандро на 56 лет. Она видела, как Марианна и Анастасия стали знаменитыми актрисами советского театра и кино, как выросли внуки и родились правнуки. Кстати, самый младший, Пётр, родился в один день со своим знаменитым прадедом. Она держала в руках пластинки и диски с песнями Александра Вертинского, читала книги и статьи о своём талантливом муже, смотрела фильмы о нём. Лидия Владимировна застала ещё одно событие, которое наполнило её гордостью за семью Вертинских: на доме в Москве, в котором она жила с мужем, а потом без него, была установлена мемориальная доска в память Александра Вертинского. Замуж после его кончины она больше не выходила.

Всё-таки есть какая-то загадка в жизни Вертинского, так рисковавшего своей семьёй и собой. И на фоне трагических судеб русских эмигрантов первой волны судьба супругов кажется просто фантастической. Хотя оригинальное жизненное кредо Александра Николаевича вселяет в нас надежду, что, действительно, можно попробовать начать новую жизнь с Нового года в любом возрасте:

«Жизнь надо выдумывать, создавать. Помогать ей, бедной и беспомощной, как женщине во время родов. И тогда что-нибудь она из себя, может быть, и выдавит! Не надо на неё обижаться и говорить, что она не удалась. Это вам не удалось у неё ничего выпросить. По бедности своего воображения. Надо хотеть, дерзать и, не рассуждая, стремиться к намеченной цели. Этим вы ей помогаете. И её последнее слово, как слово матери вашей, всегда будет за вас».

Стоит попробовать. А вдруг?

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА