Анна, дочь Зигмунда: Антигона XX века

Автор: 06.12.2020 Обновлено: 30.12.2021 16:33

Наверно, ни один разговор о философии, искусстве, политике, культуре, ни один психологический портрет выдающейся личности в XX веке не обходился без аргументов и цитат из психоаналитических трудов Зигмунда Фрейда. Не обойдёмся мы без него и в XXI веке.

«Комплексы», «сублимация», «либидо» — слова, которые мы слышим и произносим в нашей обычной жизни на каждом шагу, даже не имея никакого отношения к психоанализу. А если имеем медицинское образование или, не дай Бог, какие-то личные психологические проблемы, то уж никак нельзя без «Толкования сновидений», «Психологии бессознательного» и «Психопатологии обыденной жизни».

Зигмунд Фрейд. Фото: public domain/wikipedia

Зигмунд Фрейд. Фото: public domain/wikipedia

Быть психоаналитиком сегодня престижно, модно и доходно почти в любой стране Европы и Америки. С каждым годом всё больше людей предпочитают решать свои проблемы, лёжа на кушетке в кабинете психоаналитика.

Фрейд утверждал и настаивал, что психоанализ — это лично его открытие и его сенсация. А пришёл он к этому открытию, анализируя себя и свои отношения с самыми близкими. Естественно, то, что мы можем узнать о нём, его матери, отце, его жене и детях, вызывает интерес.

Зигмунд Фрейд, так увлекательно рассказавший нам об Эдиповом комплексе и комплексе Электры, просто заразил мир рассматривать семейные отношения с учётом знаний древнегреческой мифологии.

Свою дочь Анну он называл Антигоной.

Фрейд

Зигмунд Фрейд с семьёй 1898. Внизу: София, Анна и Эрнс Фрейд. Средний ряд: Оливер и Марта Фрейд, Минна Вёрнс. Вверху: Мартин и Зигмунд Фрейд. Фото: public domain/wikipedia

Анна Фрейд родилась 3 декабря 1895 года в Вене. Она была младшим, шестым ребёнком в семье Зигмунда и Марты Фрейдов. Доктор Фрейд был на пороге своего главного открытия в жизни. И Анну можно назвать ровесницей психоанализа.

Сам Фрейд считал, что он предоставил своим детям полную свободу развития. Можно, конечно, сказать и так, но можно и проще: он был настолько поглощён своим делом, что на детей не оставалось ни времени, ни сил.

Младшая дочь Анна росла тихим, кротким ребёнком. Она всегда была как бы в тени бойких старших сестёр и братьев. Однако именно она смогла обратить на себя особое внимание своего учёного отца. Именно ею он заинтересовался как психоаналитик.

Но первый шаг к психоанализу сделала она сама. Анна чем-то так удивила отца, что он стал ежедневно лично для неё читать небольшие лекции по психоанализу. Он выделял ежедневно 40 минут времени для такого оригинального общения с дочерью-подростком. Это было просто удивительно при его напряжённом рабочем режиме. Вероятно, Анна делала успехи, если вскоре стала сопровождать своего отца на все научные конференции. Старшие братья и сестры в эти годы влюблялись, стремились создать семьи, а Анну интересовала только наука.

В семье решили, что будет хорошо, если Анна получит образование в Англии. И Анна покинула родительский дом. Интересно, что она выбрала в то время не медицину, а педагогику. Получив диплом учителя младших классов, она вернулась в Вену и 5 лет проработала учителем. Но психология была по-прежнему ей дорога. Теперь круг её научных интересов сузился до детской психологии.

Она оставляет работу в школе и становится исследователем детской психологии. Написав несколько научных работ и опубликовав их, Анна вступает в Венское психоаналитическое общество и получает право на частную практику. К замужеству она не стремится.

Все знакомые психоаналитики видели в Анне Фрейд яркий пример «комплекса Электры», ведь для неё главным мужчиной в жизни был её знаменитый отец, и никто не мог, конечно, с ним сравниться. Наверно, и её гениальный отец так думал. Вот такая выросла Анна, дочь Зигмунда. Но почему же он называл её в конце жизни «моя Антигона»?

В 1923 году Фрейд обратился к знакомому врачу с жалобой на «во рту что-то мешает». Диагноз был страшный — рак. Через несколько дней Фрейд лёг в клинику на операцию, не поставив никого в известность. Хирургическое вмешательство оказалось неудачным, и то, что увидела вызванная дочь, осталось до конца её дней одним из сильнейших жизненных потрясений. Онемевший беспомощный отец, истекающий кровью. Это был результат первой операции, перенесённой Фрейдом. В последующие 16 лет он перенёс ещё 32 операции. Это были годы отчаяния и надежд, боли и непрекращающейся борьбы против «бунта тканей», так Фрейд называл своё заболевание.

Через несколько месяцев после первой операции ему удалили часть челюсти и вживили протез. Этот протез Фрейд окрестил «монстром». Он не давал ни есть, ни говорить. А без него ткани атрофировались. С тех пор доктор Фрейд принимал пищу в одиночестве и отказался от публичных выступлений. Боль он был готов терпеть, самое страшное, что речь его стала невнятной, и его не понимали.

Анна стала его единственным собеседником, секретарём и посредником с научным миром. А продолжать заниматься наукой для больного учёного было очень важно.

В 1930 году Фрейд был удостоен премии Гёте — самой важной награды Германии за вклад в науку. Фрейду это известие принесло глубокое удовлетворение: психоанализ становится популярным ещё в одной стране. Он написал доклад, поручил Анне прочесть от его имени и получить награду. Прошло несколько лет, и в Германии книги Фрейда сожгли. Фашизм наступал. И был такой момент в жизни еврейской семьи Фрейдов, когда Анна предложила всем самоубийство, чтобы избежать унижений и пыток. Отец не верил, что до этого дойдёт. Но вскоре он поменял своё мнение. Он и дочь попали в гестапо. Чудом остались в живых.

В 1938 году семья покинула Вену . Зигмунд Фрейд прожил в этом городе 79 лет. Ему оставалось жить всего год, и Фрейд прожил свой последний год в Лондоне.

LONDON, UNITED KINGDOM: Austrian psychoanlyst Sigmund Freud leaves Victoria Station after his arrival in London 06 June 1938. Freud had his passport restored to him unexpectedly by the Nazi authorities. He was allowed to take out of Austria only his furniture, his library and his collection of Greek and Egyptian antiques. (Photo credit should read AFP/Getty Images)

Лондон, Великобритания: Зигмунд Фрейд покидает вокзал Виктория после его прибытия в Лондон 06 июня 1938 года. Фрейду восстановили неожиданно паспорт нацистские власти Германии. Ему было позволено взять из Австрии только его мебель, его библиотеку и его коллекцию греческих и египетских древностей. Фото: Getty Images

Дочь Анна заботилась о больном отце денно и нощно. Его авторитет для неё был столь высок, что она не тяготилась, а гордилась своей миссией сиделки у постели умирающего отца. Вот тогда-то он и назвал её Антигоной. Вспомним: Антигона — дочь царя Эдипа. Она стала поводырём и защитником старого слепого отца, Анна же берегла онемевшего отца. Она была его связью с миром, его вторым Я.

В один из сентябрьских дней 1939 года отец поделился с дочерью своими мыслями: нет больше сил и смысла терпеть боль. У него был давний уговор с лечащим врачом о введении смертельной дозы морфия. Срок наступил. Отец счёл нужным предупредить об этом дочь. Анна плакала и протестовала, но потом согласилась. 23 сентября 1939 года Зигмунд Фрейд закончил свой жизненный путь. Он был атеистом и считал, что имеет право принять такое решение.

Анна Фрейд всю свою длинную жизнь посвятила науке. Её научная и практическая деятельность лежат в основе современной детской психоаналитики.

 

После Второй мировой войны она объездила весь мир, выступая с лекциями и докладами и просто путешествуя. В Германии не была ни разу. С 1938 года отказывалась выступать и общаться на немецком языке. Предпочитала английский. Умерла в Лондоне в 1982 году. Её вклад в развитие детской психологии и детского психоанализа бесценен. Своих детей у Анны Фрейд не было.

Embed from Getty Images

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА