Все новости » Мнение » Точка зрения » АСЕАН не может сдержать Китай в Южно-Китайском море

АСЕАН не может сдержать Китай в Южно-Китайском море

Призыв США к «замораживанию» провокационных действий в Южно-Китайском море получил прохладный отклик на региональном августовском совещании Ассоциации государств юго-восточной Азии (АСЕАН), проходящем в столице Мьянмы (Бирмы) Нейпьидо. Государственный секретарь США Джон Керри ожидал большего от встречи, где также присутствовал министр иностранных дел Китая Ван И и дипломаты ряда других стран, в том числе Японии и Южной Кореи.

Г-ну Керри не стоило удивляться, так как АСЕАН придерживается двух основополагающих принципов: консенсуса и невмешательства во внутренние дела государств-членов. В сущности, АСЕАН не может принимать единую позицию в региональных конфликтах или решать двусторонние споры между её членами. Эта неудача может развязать Китаю руки в Южно-Китайском море и усилить споры с его соседями в юго-восточной Азии.

Филиппины и Вьетнам, которые имеют проблемы с Китаем в пересекающихся зонах в Южно-Китайском море, поддерживают предложения г-на Керри, но Малайзия и Бруней не решаются раздражать азиатскую сверхдержаву.

Таиланд, Камбоджа и Лаос более расположены к Китаю, а Индонезия, самая густонаселённая страна АСЕАН, занимает нейтральную позицию. Сингапур идёт своим путём. Бирма же имеет долгие беспокойные отношения с Китаем. Для г-на Керри было бы слишком оптимистично ожидать, что АСЕАН достигнет консенсуса в отношении напористой политики Китая.

Открытость Мьянмы

Примечательно, что встреча прошла в Бирме — стране, которая на протяжении последних нескольких лет открывалась Западу, чтобы уменьшить тяжёлую зависимость от Китая в сфере торговли, инвестиций, международной дипломатии и военного сотрудничества.

Начиная с 1980-х годов, когда Запад не поддерживал отношений с Мьянмой из-за катастрофического положения дел с правами человека и кровавого подавления любого признака инакомыслия при военном режиме, Китай предоставлял стране льготные кредиты и инвестировал в горнодобывающую промышленность и строительство гидроэлектростанций.

Китай также наводнил рынки Бирмы дешёвыми потребительскими товарами, а в начале 1990-х стал основным поставщиком в страну военной техники. Китай срывал любые попытки Запада по принятию Советом безопасности ООН каких-либо конструктивных мер против правящих в Мьянме военных.

Перелом наступил в сентябре 2011 года, когда новый президент Мьянмы Тейн Сейн приостановил в северной части страны китайский проект ГЭС в $3,6 млрд, согласно которому должно было быть ликвидировано более 700 квадратных километров леса, а 90% электроэнергии предполагалось отдавать Китаю. В том же году госсекретарь США Хиллари Клинтон отправилась с визитом в Китай, а в ноябре 2012 года туда направился Барак Обама.

В мае этого года Обама заявил: «Если в Мьянме всё будет успешно, мы получим нового партнёра без единого выстрела». Под успехом он имел в виду «национальное примирение» и процесс реформ в стране. Не будет преувеличением предположить, что дрейф Мьянмы из объятий Китая является для США важным фактором. США хочет найти большую поддержку в Азии, и это одна из причин, почему г-н Кэрри был расстроен тем, что АСЕАН не способна выступать в качестве блока.

Вопрос вызывает серьёзную дилемму для США. С одной стороны, Соединённые Штаты хотят, чтобы Мьянма играла на американской стороне против Китая, что в значительной степени происходило с 2011 года. С другой стороны, США не могут игнорировать соскальзывание бирманского правительства обратно в старые, авторитарные методы, которые стали заметными с прошлого года. Имеется в виду лишение свободы журналистов и продолжающиеся нападения на этнические группы в приграничных районах. На встрече с Тейном Сейном в Нейпьидо г-н Керри предупредил его, что дальнейшее улучшение отношений между двумя странами потребует соблюдения основных прав человека и значительного ускорения демократизации страны.

Китайский метод кнута и пряника

Мьянма со своей стороны нуждается в поддержке Вашингтона, моральной или любой другой, так как Китай пытается восстановить некоторое своё потерянное влияние с помощью метода кнута и пряника, что вызывает беспокойство в Мьянме. Китай запустил PR-кампанию по продвижению своих интересов в Мьянме, а китайские производители продают современное оружие Объединённой государственной армии Ва (UWSA) — самого мощного противника властей в стране.

UWSA, по некоторым оценкам, имеет 30-тысячную армию. По словам Энтони Дэвиса, военного аналитика из IHS Jane’s, она оснащена новенькими китайскими штурмовыми винтовками Тип 81, реактивными гранатомётами и крупнокалиберными пулемётами, зенитными пушками, безоткатными орудиями и миномётами калибром до 120 мм, а также китайскими переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК).

По словам аналитика, UWSA также закупила в Китае два типа бронемашин и лёгкие транспортные вертолёты. Ни одна другая вооружённая этническая группа в стране не имеет такой арсенал военной техники. UWSA пока соблюдает соглашение с центральным правительством Мьянмы о прекращении огня, но готовность Китая поставлять ей современное вооружение является беспрецедентной. Даже в прежние годы коммунистическая партия Мьянмы, которая поддерживала Китай в 1960-х и 1970-х годах, не получала от него такое количество оружия и другого военного имущества.

Добавляет беспокойства то, что 30 октября прошлого года разведка бирманского гарнизона города Тан-янь сообщила о строительстве UWSA «радаров и ракетной базы» совместно с китайской компанией «Ляо Лян». Оборудование ввозилось из Китая, Тайваня и Пакистана. Тип поставляемых ракет не известен, но, учитывая данные разведки, можно предположить, что они будут более мощными чем те, которые имеет сейчас UWSA в своём арсенале.

Не удивительно, что государственные чиновники Мьянмы в ярости, и в частных беседах с западными дипломатами всё чаще обсуждают эту проблему. Если правительство Мьянмы примет меры против UWSA, то США, несомненно, будут довольны. Дело не только в том, что UWSA «дружит» с Китаем. В 2005 году в американском суде восьми высокопоставленным руководителям UWSA были предъявлены обвинения в торговле наркотиками.

Встреча в Нейпьидо закончилась, и США не смогли заручиться поддержкой АСЕАН, чтобы совместно противодействовать активности Пекина в регионе. Президент Тейн Сейн и его правительство в Нейпьидо также пока не двигаются в политическом направлении, которого желает Вашингтон. Скорее всего, проблему с UWSA Мьянме придётся решать в одиночку.

Действия всех сторон в регионе ограничены по тем или иным причинам, и Пекин может продолжать наращивать свою активность в Южно-Китайском море, а также в Мьянме.

Бертил Линтнер является бывшим корреспондентом Far Eastern Economic Review. Он автор нескольких книг о Мьянме (Бирме), в том числе «Восстание в Бирме: Опиум и повстанцы с 1948 года» (Burma in Revolt: Opium and Insurgency Since 1948), «Земля Джейд: Путешествие из Индии через Северную Бирму в Китай» (Land of Jade: A Journey from India through Northern Burma to China) и «Качин: Лорды северной границы Бирмы» (The Kachin: Lords of Burma’s Northern Frontier). В настоящее время он пишет для Asia Pacific Media Services.

Мнения, выраженные в этой статье, являются видением автора и могут не отражать взгляды «Великой Эпохи».

 

Версия на английском



История коммунизма


Top