Все новости » Мнение » Точка зрения » Блокада глазами ребёнка

Блокада глазами ребёнка


Накануне 21 июня — Дня памяти и скорби — в Санкт-Петербурге был представлен ещё один детский блокадный дневник. 13-летняя ленинградская девочка Таня Вассоевич вела его с 22 июня 1941 года по 30 мая 1945 года. Дневник подготовлен к изданию профессором кафедры политической психологии Санкт-Петербургского госуниверситета Андреем Вассоевич, сыном Татьяны Николаевны.

Историки, писатели, издатели — участники встречи в ИТАР-ТАСС — рассказали о наступившем буме издания дневников и писем жителей Ленинграда, переживших 900-дневную блокаду. Доктор исторических наук Никита Ломагин рассказал, что до 1990-х годов «дневники не несли, боялись». Сегодня ими непрерывно пополняются архивы, музеи и издательства. «Исполнен сыновний долг. Такие тексты волнуют душу», — считает историк.

По словам сотрудника Музея обороны и блокады Ленинграда Ирины Муравьевой, «их [дневников] число зашкаливает» и каждый из них — это одна страница в общей блокадной книге. Дневники писали люди всех возрастов и всех профессий. «Это было время, когда человек оставался наедине с собой», поэтому дневниковая запись свидетельствует о характере человека, его страхах и надеждах.

Ведение дневников было культурной традицией в России, их вели очень многие. Дневник — бесспорное свидетельство времени, но свидетельство личное. У историков возникает вопрос, насколько он действительно может быть источником объективной картины прошлого?

Писатель Наталия Соколовская рассматривает издание блокадных дневников «как акт уважения к людям, чью жизнь мы не можем представить себе даже через дневники. Это запредельный опыт». Занимаясь историей Ленинграда, она знает, что дневники востребованы, делаются их переводы на другие языки. По её мнению, представление дневников публике требует обязательных комментариев историков, чтобы избежать непонимания, и только в таком случае они превращаются в исторический документ.

Андрей Вассоевич, издавая дневник своей матери Татьяны Николаевны, добавил только вступление, в котором рассказал о семье и друзьях матери, чтобы чтение было более понятным. Главным же он считает саму идею «преобладания духа» в жителях блокадного города. Люди воспринимали Ленинград, как «сокровище, которое нельзя отдать врагу. Город выстоял в чудовищных условиях, значит, подавляющее число ленинградцев считали, что победят. Дневник подтверждает этот факт, а не те появляющиеся сейчас сведения об извращенцах, которые были всегда в истории», — говорит Вассоевич. Он добавляет, что этот дневник повествует «о духовной жизни, сокровенном мире одной семьи», а даже в одной капле воды отражается солнце, говорили древние. О силе духа маленькой девочки говорит то, что она не только перенесла смерть брата и мамы, но и отдала продуктовый паёк, как плату за достойные похороны при 40-градусном морозе.

Издатель дневника, арт-директор ТО «Балтийская звезда», историк Юлианна Райкова год назад познакомилась с рукописью Тани. Особое впечатление на неё произвёл не только аккуратный девичий почерк, цветные рисунки на каждой странице, но «при всём ужасе событий, доброе отношение к людям и миру». Издатель говорит о значении такой мемуарной литературы для воспитания: «Наша генная память никогда не сотрётся, а визуальный ряд [дневника] нужен, чтобы сегодняшних детей пробило. Это трагично и оптимистично одновременно. Не может оставить равнодушным, делает сопричастным».

В отличие от историков-профессионалов, участвующих в разговоре, Юлианна Райкова убеждена, что дневники следует рассматривать не как материальный источник знаний, а как «духовное начало, которое не должно потеряться за комментариями». Дневник 13-летней девочки «передаёт дух и состояние души, что поможет читателю познать себя, сравнить с теми условиями и радоваться жизни».

Все участники встречи согласились с тем, что знакомство школьников с блокадными дневниками могло бы стать самым важным воспитывающим уроком в жизни.





Top