Все разделы
Велика Эпоха мультиязычный проект, эксперт по Китаю
×
Все новости » Мнение » Точка зрения » Что общего у Александра Великого с изображениями Будды?

Что общего у Александра Великого с изображениями Будды?


Когда Александр Великий вступил в Пакистан и Индию, две очень разные цивилизации встретились лицом к лицу и повлияли друг на друга. /epochtimes.ru/

Первые антропоморфные изображения Будды появились между I и II столетиями н.э. До этого Будду представляли только символы, такие как дерево бодхи, ступа, отпечаток стопы и колесо. Но после прихода греческой армии, которая завоевала территорию Бактрии, появились изображения Будды в образе человека.

Будда

Отпечаток стопы Будды со священными знаками буддизма дхармачакра и триратна, I век, Гандхара. Фото:Public Domain

Изображение Будды

Новая антропоморфная внешность Будды была, несомненно, навеяна стилем греческих художников. Скульптуры и изображения Будд этого периода оказали влияние на буддистское искусство и навсегда его преобразовали.

Будда того времени выглядел прекрасным, как Аполлон Бельведерский (330 н.э.), он был одет в греческом стиле. Его изображали в светлой тоге, с ореолом, прямостоящим, с классическими для Средиземноморья вьющимися волосами и с узлом на макушке. Некоторые из статуй Будд изготовлялись с использованием греческой техники из мрамора. Сегодня многие исследователи задают вопрос, не представляет ли один из Будд древнего царя, который навсегда изменил образ буддизма?

Будда

Стоящий Будда, Гандхара, I век н.э. Фото: Public Domain

Великий македонский царь знакомится с буддизмом

В 326 г. до н.э. Александр Великий завоевал северные территории Индии. Несколько лет раньше, в 332г. до н.э. Александр захватил Бактрию и Гандхару, когда они находились под шраманистским влиянием (возможно, буддистским или джайнистским). Легенды рассказывают, что два мальчика из Бактрии, Тарассу и Бахаллика, пришли к Будде и стали его учениками. Возвратившись домой, они начал инаставлять людей его мудрости.

Этот буддистский центр был безопасным местом до прибытия армии македонского царя. В 326 г. до нэ. Александр выиграл эпическое сражение против индийского царя Пора в Пенджабе на реке Гидасп. Позже он встретился с религией, которая оказала на него влияние. Его также вдохновила богатая культура этой части Азии.

Пор

Пор в ожидании нападения со стороны армии Александра в июле 326 г. до н.э. Фото: Public Domain

Согласно историческим хроникам, несколько философов, среди них Анаксарх, Пиррон и Онесикрит, были избраны Александром, чтобы сопровождать его в восточных походах. 18 месяцев путешествовали они по Индии. Там они встретили монахов, а также индийских аскетов, известных как «нагие мудрецы» (гимнософисты).

Онесикрит был киником, который, по словам греческого историка Страбона, научился в Индии тому, что ничто, происходящее с человеком, не бывает хорошим или плохим. Мнения представляют собой просто иллюзии, а величайшая философия та, которая освобождает ум от радости и печали.

Пиррон был скептиком, который основал школу под названием пирронизм. Он также после пребывания в Индии писал, что в действительности ничего не существует, а человеческая жизнь управляется установлениями. Эти два утверждения являются чисто буддистскими. Они показывают связь между религией древней Греции и буддизмом. Это также показывает, насколько притягательным был в то время буддизм для представителей других религий.

Эллинистические защитники Будды

Греко-буддизм является религиозным и культурным синкретизмом между эллинистической культурой и буддизмом, который просуществовал до V века. Он был не только греческой системой верований, но также оказал влияние на часть Пакистана, Индии и Афганистана. Позже связанные с ним символы были приняты также в странах центральной и северо-восточной Азии, у некоторых народов Сибири, а также в Китае, Филиппинах, Корее, Японии и Вьетнаме.

Наиболее заметное влияние древнегреческой культуры на буддизм связано с использованием символики героев, амуров и других защитников, характерных для Греции. Самым неожиданным элементом является, пожалуй, Геракл, которого в буддизме изображали как Ваджрапани, защитника Будды. Греческий бог ветра Борей стал японским богом ветра Фуцзинь. Харити, богиня-мать, была навеяна греческой богиней Тихея. Атлас также появился в греко-буддизме. Он использовался как поддерживающий элемент в архитектурных композициях.

Харити

Харити с младенцем. Гандхара. II – III век, в настоящее время находится в Британском музее. Фото: CC BY-SA 3.0

Другим популярным мотивом стали крылатые амуры, которые обычно летают парами, держа венок над головой Будды как символ победы и сана. Амуры, держащие богатые, украшенные фруктами гирлянды, также тесно связаны с греческим искусством.

Археологи обнаружили также фризы, представляющие группы дарителей или последователей, характерных для Греции, а не для Азии.

Кроме того, встречались фантастические животные божества, необычные для буддистской культуры, но характерные для греческого искусства. Эти животные использовались в буддистских храмах как декоративные элементы. Среди самых популярных мотивов фантастических животных были кентавры, морские чудовища и тритоны.

Отголоски древней Бактрии

Бактрия находилась под прямым греческим правлением в течение более двух столетий. Результаты археологических раскопок показывают, что такие грода, как Александрия (Ай-Ханум) на реке Оксе (Амударья), содержат образцы нумизматического искусства греко-бактрийских царей, считавшиеся наилучшими в эллинистическом мире. Это была богатая часть империи, где изготавливались самые крупные в истории Греции золотые и серебряные монеты.

Буддизм проник в Центральную Азию в I веке и играл важную роль до исламского вторжения. Самыми впечатляющими монументами, связанными с греко-буддизмом, являются огромные Бамианские Будды. Они были созданы в период между V– IX веками. Их монументальная красота тесно связана с художественным стилем эллинистической культуры.

Многие образцы искусства древней Бактрии уничтожались, начиная с V века н.э. Некоторые сохранялись в монастырях до VII века, обнаруживая сильное эллинистическое влияние в сочетании с индийской декоративностью, другие были навеяны персидским искусством времён империи Сасанидов.

В XX веке, во время войны в Афганистане, было уничтожено много древних артефактов. Затем в 2001 г. по приказу режима Талибана были разрушены самые известные, имевшие всемирную ценность Бамианские Будды. Это сокровище, находившееся под защитой ЮНЕСКО, утрачено навсегда.

Разрушение статуи Будды

Разрушение Бамианского Будды режимом Талибан. Фото: Fair use

Слова и чувства Александра Великого всё ещё находят отклик в сердцах людей в Азии. Разрушение Бамианских Будд явилось болезненной утратой для миллионов людей во всём мире. 7 июня 2015 г., спустя 14 лет после разрушения Будд режимом Талибана, китайская супружеская пара Синьюй Чжан и Хун Лянь заполнили пустые ниши, где когда-то стояли Будды, 3D изображением при помощи лазерной технологии. Несмотря на возможный риск, 150 местных жителей пришли на открытие голографических статуй.

Будда

Статуя Будды в 1963 г. и в 2008 г. после разрушения Фото: CC BY-SA 3.0

Источник: Ancient Origins 

Оцените статью:1 - плохо, не интересно2 - так себе3 - местами интересно4 - хорошо, в общем не плохо5 - супер! так держать! (1 голосов, среднее: 5,00из 5)
Loading...

Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Спецтемы:


Top