Строительство у границ Юнтоловского заказника: подарок городу или афера века?

The Epoch Times20.04.2013 Обновлено: 06.09.2021 14:15

В средствах массовой информации прошли сообщения о том, что ООО “Главстрой — СПБ” и Комитет по градостроительству Санкт — Петербурга проводят международный архитектурный конкурс на лучшую концепцию жилого строительства у Юнтоловского заказника.

Конкурсанты — а среди них девять российских и иностранных компаний — будут разрабатывать два варианта концепции застройки. Один должен исходить из существующего функционального зонирования, согласно Генеральному плану Санкт — Петербурга, в котором предусмотрены зоны многоэтажной и малоэтажной застройки.

Во втором варианте возможно формирование дополнительных видов использования земельных участков, которые позволили бы создать новые рабочие места, таких, как бизнес — парки, исследовательские центры, и так далее.

К середине осени жюри КГА, в котором, по нашим сведениям, нет ни одного представителя общественных экологических организаций, будет готово оценить концепции и тем самым решить судьбу Юнтоловского заказника — последнего крупного массива живой природы в нашем городе.

Напомним историю вопроса. На аукционе в городском Фонде имущества два земельных участка между посёлками Лахта, Ольгино и Каменка общей площадью 437 га были проданы с торгов. Победителем стала фирма ООО “Главстрой — СПб”. Она арендовала землю на 49 лет с последующим выкупом за 1 007 700 тыс. рублей. На освоение земель инвестор потратит в ближайшие 10 лет не менее 4 — 5 миллиардов долларов. Эти деньги пойдут на создание проекта планировки и межевания территории а также на её “инженерную подготовку”.

В наших условиях это означает выемку огромных объёмов торфяных масс, затем намыв песком и глиной новой суши на их месте, подъём её над уровнем моря хотя бы до полутора метров, чтобы обезопасить будущие дома от наводнений, укрепление берегов, чтобы намыв не сполз в реку Юнтоловку и Лахтинский разлив, и, наконец, прокладку инженерных коммуникаций. Всё это инвестор делает за свой счёт. Только потом он — (всего — навсего!) — получает право преимущественного выкупа отдельных кварталов на им же подготовленных территориях под жилищное и коммерческое строительство. Проще говоря, пока что фирма  “Главстрой -СПб”  заплатила деньги за право много и упорно работать.

Казалось бы, для города этот контракт крайне выгоден. Но так ли это?

Совершенно не так. Этот контракт разорителен и опасен для города. Да, инвестор готовит инженерные сети на арендованной территории за свой счёт. Но к этой территории городу надо будет подвести — уже за свой счёт — “основные источники” — магистральное теплоснабжение, газ, канализационный коллектор, водопровод, построить подстанции, насосные, очистные — а это много дороже, чем проложить инженерные сети на 437 гектарах.

Второе. С помощью инженерной подготовки территории, вложив миллиарды долларов, можно победить болото. Но от выпадения кислых дождей из — за близости ТЭЦ так не избавиться. И болотные испарения , а с ними — болезни, проникать сквозь намытый грунт всё равно будут, пример трёхсотлетней истории Петербурга в этом плане показателен. На намытом грунте, довольно низком и пологом, этакой глиняной плеши, невозможно будет построить коттедж — подземный этаж зальют грунтовые воды, ни садик, ни газон не вырастут,  из живых существ вольготно будут чувствовать себя только комары и слепни, но никак не люди.

Следовательно, продать эти территории под коттеджное строительство не получиться — не купят-с, дураков нет. А ведь по Генплану Петербурга большая часть этой территории именно под малоэтажную застройку и предназначена. Когда Генплан составляли, имелись в виду советские дачки “о шести сотках”, их, может быть, здесь и купили бы, но сейчас времена изменились… Значит — инвестору придётся “лоббировать” изменения Генплана — и, по сообщениям из Законодательного Собрания, попытки внести в Генплан изменения, переведя данную территорию в территорию многоэтажной застройки, уже начались.

Но и многоэтажную застройку такого объёма невозможно будет продать в обозримый период времени, если искать покупателей на каждую квартиру в отдельности. А вот если оптом… Таким образом , вместо скромного коттеджного посёлка в исконно дачной петербургской Лахте, мы в перспективе видим кирпичное гетто — ряды плотно поставленных двадцатиэтажных “социальных домов”, построенных по программе “доступное жильё” за счёт опять — таки бюджета Санкт — Петербурга, в которые “на комары” будут отправляться люди из расселяемых домов исторического центра города.

И наконец, третье. Откуда будет инвестор брать глину и песок для намыва территории? Из Лахтинского Разлива, больше неоткуда. Где будут проходить дороги для подхода строительной техники? Опять — таки, по территории Юнтоловского заказника. Что станет в итоге с заказником ещё до окончания строительства? Вопрос риторический. А чем это чревато бюджету Петербурга? Многомиллионными штрафами в евро. Заказник — то охраняется международными соглашениями.

И птицы, которые здесь отдыхают на пролёте — это не российские, а “международные” птицы, обитающие ещё как минимум в двадцати странах. Так что неприятностей нашему городу от данного проекта предстоит испытать ещё много. Прямо по Пушкину получается — “не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Заключение общественной экологической экспертизы Санкт — Петербургского отделения Международного Зеленого Креста о возможности использования территории, арендованной “Главстроем — СПб” для жилищного строительства.

1. История создания ООПТ (особо охраняемых природных территорий) в Санкт — Петербурге берёт начало в 1920 -х годах, когда возникла идея создания на северной окраине Петрограда Лахтинского заповедника. Лахта — одно из древнейших поселений на берегу Финского залива , существовавшая задолго до основания Петербурга. С 1860 г. Лахтой и окрестными землями владела  семья графов Стенбок — Фермор. С 1919 по 1932 годы в их фамильном дворце работала экскурсионная станция и музей природы побережья Невской Губы, которым руководил профессор П. В. Виттенбург. Количество посетителей Музея доходило до 13 тысяч в год. Лахтинская станция много сделала для изучения всего побережья Невской Губы, в том числе издала сборник работ, посвящённый этой местности.
 
2. С давних времён Лахтинская низменность и прилегающие к ней отмели Финского залива служили местом массовых стоянок перелётных птиц. Благодаря наличию обширных мелководий, тростниковых зарослей, прибрежных отмелей здесь каждую весну и осень останавливались для отдыха почти два миллиона птиц, главным образом водоплавающих и околоводных. В обосновании к созданию Лахтинского заповедника говорилось: “…в нижнем течении реки Каменки и вдоль ея большого устьевого разлива можно наблюдать поныне драгоценную по своей примитивности и в то же время очень богатую комбинацию растительных форм, нигде в других местах петроградского края не встречающихся.

Благодаря стечению обстоятельств мы имеем здесь, в непосредственном соседстве с городом, не только прекрасные и поучительные картины первоначальной растительности местного края, но и таких типичных представителей животного мира нашего севера, как лось, глухарь, рябчик, белая куропатка, тетерев — косач в их естественной обстановке”.

Несколько десятилетий спустя известный орнитолог А. С. Мальчевский писал: “Следует знать, что Лахта представляет собой существующий многие века очень важный узловой транзитный путь — место отдыха и кормёжки многих тысяч водоплавающих и болотных птиц. В наши дни , когда мировые запасы птиц столь катастрофически убывают, сохранение естественной обстановки при строжайшей охране птиц на этом участке побережья имеет важное государственное значение.”
 
3. В советское время генеральный план развития Ленинграда предусматривал намыв песка на прибрежную зону и строительство на намытых землях огромного района многоэтажной застройки — части морского фасада города. В результате работ по углублению дна Финского залива были уничтожены Крестовская и Собакина отмели — главные места стоянки и кормёжки птиц, а прибрежные топи засыпаны изъятым грунтом.

Численность птиц, останавливающихся на отдых на акватории Лахтинского разлива, сократилась в десятки раз, уменьшилось видовое разнообразие и численность гнездовой орнитофауны. Большая часть природных комплексов, которыми восторгались натуралисты прошлого, перестала существовать. Таким образом, к концу двадцатого века особенно актуальным стало сохранение акватории Лахтинского разлива с прилегающей территорией как важного места стоянок пролётных птиц во время осенних и весенних миграций.

4. Юнтоловский заказник организован Решением Президиума Ленгорсовета №71 от 20.07.90. по представлению БиНИИ СПбГУ. Решением Президиума Ленгорсовета №160 от 06.05.91. и распоряжением Губернатора Санкт — Петербурга №1275-р от 30.11.99. внесены изменения и уточнения в Положение о заказнике, в частности — сокращена его площадь.  Современная площадь заказника — 976,8 га, из них около 400 га — акватория Лахтинского разлива.

Заказник создан в целях сохранения приморских ландшафтов восточной части Финского залива, представляющих собой естественный прибрежный пояс и имеющих высокую экологическую значимость, а также мест обитания редких видов растений, трассы пролёта мест гнездования и стоянок птиц, нерестилищ рыб. В южной части Юнтоловского заказника находится водоём Лахтинский разлив, который представляет собой залив лиманного типа, связанный с Финским заливом узкой протокой. С севера в Лахтинский разлив впадают реки Юнтоловка и Каменка.

5. Лахтинская впадина , включающая ныне существующий разлив и примыкающую к нему заболоченную низину, по- видимому, образовалась в анциловую эпоху и являлась частью долины Пра-Невы. В эпоху Литоринового моря и Древне — Балтийского моря процессы накопления морских отложений при опускании дна чередовались с процессами торфообразования при его поднятии. Во время существования Древне — Балтийского моря Лахтинская впадина превратилась в морской залив. В дальнейшем при поднятии дна началось зарастание её прибрежных частей водной и болотной растительностью, приведшее к современному облику местности.

Таким образом, низменное положение, близкое к уровню океана, обусловившее многократное чередование суши и моря, можно считать основной геологической особенностью данной местности. Такое расположение участка определяет зависимость его гидрологического режима прежде всего от уровня воды в Финском заливе и известную автономность от поверхностного стока. Это создаёт возможности для сохранения всей экосистемы в окружении городской среды.

6. В заказнике представлены лесные массивы, участки низинного и переходного болот. Древостой в основном состоит из сосны, ели, берёзы, осины, чёрной ольхи. По берегам речек, канав, ручьёв встречаются сероольшанники. Вдоль русла реки Каменка имеется участок березняка на топях площадью около 15 га, а также черноольховые топи площадью около 20 га.. Три болотных массива исторически получили названия “Нижнего”, “Среднего”, и “Верхнего” болот. Наиболее южный массив (Нижнее болото), примыкающий к северному берегу Лахтинского разлива, некогда представлял собой кочкарно — осоковое болото, местами переходящее в низинно — сфанговое.

Болото было покрыто осокой, вейником седеющим, полевицей собачьей, а также восковником и низкими ивами, с отдельными экземплярами ивы пятитычинковой и берёзы пушистой. До семидесятых годов двадцатого века деревянным мостом через Юнтоловку оно соединялось с посёлками 1 -ая и 2- ая Конная Лахта, жители которых гоняли пастись скот на болото и тем самым предотвращали зарастание его ивняком, осиной, берёзой. Отсутствие высоких деревьев и кустарников создавало идеальные условия для существования одного из основных охраняемых видов — восковника болотного, который, с одной стороны, несъедобен для коз и коров, с другой — страдает от затенения кронами более высоких растений.

В результате именно на Нижнем болоте существовала наиболее многочисленная и процветающая группировка восковника. Кроме того, на нижнем болоте регулярно гнездился и в массе останавливался на осеннем пролёте дупель — другой ценнейший охраняемый вид на Лахтинской низине. К сожалению, значительная часть Нижнего болота была смыта землесосным снарядом при углублении и расширении Разлива в 1980 -х годах. Снос моста и прекращение выпаса скота привели к быстрому зарастанию этого болотного массива различными древесно — кустарниковыми породами, разреженному и угнетённому состоянию восковника, прекращению гнездования дупеля. Таким образом, об этом наиболее ценном участке территории приходится говорить в прошедшем времени.

Среднее болото, расположенное в излучине реки Каменка, представляет собой сфанговое болото переходного типа с редким древостоем из берёзы и сосны. На нем обитают два очень редких вида муравьёв рода Формика. Наконец, Верхнее болото в значительной степени заросло сосной и берёзой. На нем встречается карликовая берёза, клюква, голубика. На этих болотных участках также можно встретить восковник.

Флора сосудистых растений насчитывает 331 вид, а листостебельных мхов — 53 вида; обнаружен 21 вид редких растений, включённых в Красные Книги разного уровня.

Акватория Лахтинского разлива служит местом нереста и нагула некоторых промысловых рыб: леща , щуки, плотвы, окуня и др.. Фауна наземных позвоночных весьма богата — здесь регулярно встречается белка, зайцы, енотовидная собака, хорь, горностай, ласка, лисица;  заходят лоси и кабаны. Число гнездящихся видов птиц после дноуглубительных работ и возникшего рекреационного пресса сильно сократилось. Сейчас здесь гнездятся кряква, хохлатая чернеть, ушастая сова, белоспинный дятел, около 50 видов воробьиных птиц. Во время миграций на акватории залива останавливаются лебеди (кликун и малый), гоголь, чирок — свистунок, лысуха, несколько видов чаек.

Особо охраняемые объекты — болотные массивы с восковником, редкие виды растений и животных — восковник болотный, фиалка топяная, лукскорода, молочай болотный, крестовник болотный, княженика, пальцекорник балтийский, пять видов мхов; а также — пустельга, дербник, дупель, коростель, водяной пастушок, белоспинный дятел, дубровник, кутора, заяц-русак, горностай, кабан, лось.

7. Режим охраны предусматривает запрет рубки леса, нарушения гидрологического режима, загрязнения территории, а также других форм хозяйственной деятельности, наносящих урон природным комплексам.

8. С 1997 года Юнтоловский заказник является объектом международного сотрудничества. Голландские коллеги помогли Санкт — Петербургу разработать план управления заказником “Юнтоловский”, проект финансировался преимущественно голландской стороной. В 1998 году Нидерланды выделили средства на строительство учебных троп в заказнике. В 1999 году Датское агентство по охране окружающей среды приняло решение о финансировании международного проекта по созданию музея природы в заказнике “Юнтоловский”. В том же году среди многочисленных гостей города заказник посетил сенатор А. Поршке, руководитель Министерства окружающей среды Гамбурга. После этого визита было принято решение профинансировать строительство орнитологической вышки на территории Юнтоловского заказника.

9. В момент организации заказника в СССР действовала Общественная инспекция охраны природы ВООП. Но вместе с ликвидацией системы Советов Депутатов она прекратила своё существование в 1993 году. Особо охраняемые природные территории (ООПТ), создававшиеся из расчёта на массовую охрану их населением, фактически остались без охраны. Государственные структуры предпринимают шаги по охране ООПТ, но их усилия заведомо обречены на неудачу из — за незначительности отпускаемых на данную работу средств и зависимости государственных чиновников от направления политики региональных либо федеральных властей. 

10.   Рассматриваемый участок не относится непосредственно к заказнику, но используется перелётными птицами для отдыха и кормления (См. Приложение — письмо Центра экологической безопасности РАН). В ходе мелиоративных работ он был несколько поднят над уровнем моря (относительная высота 0,5 — 1 м.). С запада и севера его окружают действующие и формирующиеся промышленные зоны.

Заключение

Рассматриваемый участок фактически является частью Юнтоловского заказника и служит для отдыха и кормления перелётных птиц. Незначительные высоты, нахождение участка в зоне затопления нагонной волной при наводнениях, тяжёлые намытые глинистые почвы, на которых невозможны декоративные посадки, расположение участка в зоне выпадения атмосферных выпадений Северо — Западной ТЭЦ (кислые дожди), развитие на участке просадочных явлений, как последствий мелиорации, делают невозможным массовую застройку участка. Наличие сброса на участок по мелиоративным каналам стоков с полигонов твердых бытовых отходов и илового осадка канализационных очистных сооружений в Новосёлках, развитие промышленной зоны в пос. Каменка, а также аномально высокое количество кровососущих насекомых на рассматриваемом участке в теплый период года делают невозможным комфортное проживание на данном участке.

Выводы

Данный участок непригоден для постоянного проживания населения в домах любого типа и опасен при проживании в многоэтажных домах из — за просадок почвы. Общественная экологическая экспертиза рекомендует выборочную застройку данного участка объектами рекреационного назначения сезонного использования.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА