Реабилитация детей, живущих с ВИЧ

The Epoch Times12.01.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:28

Телеведущая Екатерина Одинцова. Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха


Телеведущая Екатерина Одинцова. Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха

Главный врач ФГУ РКИБ, профессор Евгений Воронин. Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха


Главный врач ФГУ РКИБ, профессор Евгений Воронин. Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха

Директор российского подразделения специализированных препаратов компании Fbbott Алла Шнейдер. Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха


Директор российского подразделения специализированных препаратов компании Fbbott Алла Шнейдер. Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха

Главный специалист по вопросам наркозависимости детей и молодежи Управления социально-педагогической поддержки реабилитации детей Министерства образования и науки Андрей Гериш. Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха


Главный специалист по вопросам наркозависимости детей и молодежи Управления социально-педагогической поддержки реабилитации детей Министерства образования и науки Андрей Гериш. Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха

Рисунки ВИЧ-инфицированных детей ФГУ РКИБ. Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха


Рисунки ВИЧ-инфицированных детей ФГУ РКИБ. Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха

Рисунки ВИЧ-инфицированных детей ФГУ РКИБ. Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха


Рисунки ВИЧ-инфицированных детей ФГУ РКИБ. Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха

По официальным данным специалистов, на сегодняшний день в России насчитывается около миллиона ВИЧ-инфицированных, среди которых зарегистрировано только 400 тысяч человек.

По словам телеведущей Екатерины Одинцовой, ВИЧ-инфекция вышла за рамки группы риска. «Если раньше, в основном, заражались наркоманы и гомосексуалисты, — говорит она, — то сейчас до 70% составляют женщины,  которые заразились от своих постоянных партнеров. И это уже очень серьезная проблема, которая затрагивает обычных людей, обычных женщин и как следствие – детей».

О важной проблеме социальной адаптации ВИЧ-инфицированных детей-сирот и отказников говорили на круглом столе, посвященном  открытию первого в России детского дома для ВИЧ-инфицированных детей, который был создан в Санкт-Петербурге на базе Федерального государственного учреждения «Республиканская киническая инфекционная больница (ФГУ РКИБ).

Дети с ВИЧ-инфекцией не опасны!

В начале 90-х СПИД считался «чумой ХХ века», смертельным приговором. Человек с таким диагнозом жил не более полутора лет, так как не было лекарств, были неизвестны пути передачи, и он действительно находился в безвыходном положении. При этом, заразившийся СПИДом не знал, как жить, как общаться с другими людьми, в том числе с близкими.

Но за 25 лет произошли большие изменения – стали ясны пути передачи этой инфекции: половым путем, через кровь, во время беременности и родов, через грудное вскармливание. Эта болезнь перешла в разряд хронических, которые, при определенной социальной адаптации, позволяют жить долго.

СПИД сегодня менее заразен, чем гепатит В и С, вероятность заражения которыми в сотни раз выше, чем заражение ВИЧ-инфекцией. По словам главного врача ФГУ РКИБ, профессора Евгения Воронина, при бытовом контакте через кожу заразиться ВИЧ-инфекцией невозможно – можно смело брать детей на руки, делать массаж, пользоваться общим полотенцем, находиться в одной комнате при чихании и кашле.

По словам участников круглого стола, еще существуют предрассудки, которые были много лет назад, что является важнейшей социальной проблемой. Перед врачами встает вопрос, как приучить людей к тому, что СПИДа и ВИЧ-инфекций надо бояться, а ВИЧ – инфицированных людей бояться не нужно.

По мнению директора российского подразделения специализированных препаратов компании Аbbott Аллы Шнейдер, для социальной адаптации детей и взрослых с ВИЧ-инфекцией необходимо проводить профилактическую работу, чтобы общество понимало, как не заразиться, как предотвратить развитие эпидемии.

«Это должна быть образовательная работа с врачами в том числе, — считает она. — Также это проблема образования, то есть все педагоги и люди, так или иначе имеющие отношение к воспитанию детей, должны знать о том, что ребенок не заразен, и относится к нему как к полноценному члену общества».

По словам главного специалиста по вопросам наркозависимости детей и молодежи Управления социально-педагогической поддержки реабилитации детей Министерства образования и науки Андрей Гериш, для педагогических ВУЗов подготовлены учебники, где «все это буквально разжевывается».

«Но то, что мы делаем на федеральном уровне, выполняется с опозданием», — говорит он.  По его мнению, должен произойти переломный момент в умах как педагогов и родителей, так и всего населения.

«Когда мы ездим по другим странам, то задаем вопрос, как в той или иной стране ведется работа с ВИЧ-инфицированными детьми, — рассказывает А. Гериш. — Все удивляются, не понимают, в чем тут дело, ведь это обычные дети, просто с той или иной патологией».

Он уверен, что необходимо ставить вопрос о повышении квалификации педагогов, «ликвидировать их локальную серость», чтобы они могли сами измениться и не бояться таких детей, а полученные знания суметь донести до родителей.

Детский дом для ВИЧ-инфицированных детей

В Республиканскую клиническую инфекционную больницу (ФГУ РКИБ), расположенную в поселке Усть-Ижора под Санкт-Петербургом, съезжаются семьи с ВИЧ-инфицированными детьми. Одни проходят курс терапии, и уезжают домой в привычную нам повседневную жизнь, где мама с папой каждый вечер приходят домой с работы, играют с ними, читают сказки… А другие остаются здесь. И не потому, что неизлечимо больны — большинство из этих детей в дальнейшем смогут вести нормальную жизнь. Просто эти ВИЧ-инфицированные дети – сироты. У кого-то родителей уже нет в живых, а от кого-то они отказались.

Важно отметить, что многие из детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями, оказываются, в итоге, не инфицированными. Это обстоятельство выясняется в возрасте старше 1,5 лет. А до этого момента ко всем таким детям относятся как к носителям ВИЧ: их боятся, изолируют от других. Эти здоровые дети испытывают на себе все отрицательные последствия ВИЧ-инфицирования.

Нужен кто-то близкий

Каждый детдомовский ребенок, особенно когда ему 5-6 лет, мечтает о матери, о ком-то близком. Е. Воронин рассказал историю, которая его поразила. Однажды он разговаривал с семилетним Сашей –  веселым мальчиком, душой компании, авторитетом среди детей.

Врач спросил у Саши, кто является его лучшим другом, на что услышал в ответ, что бабушка, хотя он уже 6 лет живет в детском доме, и у него никогда не было бабушки. Как выяснилось, два года назад в гости к детям приезжала пожилая женщина с ребенком, и  подарила Саше шоколадку. Мальчик спросил ее, почему она сделала ему такой подарок. Женщина ответила: «Ну, как же я могу тебе не подарить, я же твоя бабушка». Они больше никогда не виделись. Уже два года прошло, а фраза «я же твоя бабушка» осталась в Сашиной памяти до сих пор.

Каждому ребенку нужен кто-то, кто любит именно его. И, как говорит Е. Воронин, самая большая трагедия этих детей – отсутствие рядом близкого человека. Он привел статистику, согласно которой ВИЧ-инфицированные дети, которые попали в семьи, составляют 1%. «Для отказного ВИЧ-инфицированного ребенка это как приговор», — говорит главврач ФГУ РКИБ.

Жизнь как из окна поезда…

По данным Генеральной прокуратуры, 40% выпускников детских домов становятся наркоманами, 40% — занимаются криминалом, 10% — заканчивают жизнь самоубийством, и только 10% выпускников начинают жить нормальной жизнью.

Очень часто говорят, что это наследственность. По мнению Е. Воронина, «слово наследственность можно употреблять только в самом конце, когда вы сделали все, что можете сделать для этого ребенка, и у вас не получилось».

Главврач ФГУ РКИБ рассказал о том, что часто приходится сталкиваться с тем, что ребенок, посещая школу, не очень хорошо начинает учиться, и учитель его сразу «списывает». Педагогу гораздо легче поставить ярлык «сирота», чем попытаться разобраться. Если домашний ребенок возвращается домой, где его ждет мама с папой, которые занимаются с ним, то ребенок-сирота возвращается обратно к таким же детям. «Он из одного стресса возвращается в другой», — комментирует ситуацию Е. Воронин.

По его словам, считается, что ребенок может выдержать постоянную эмоциональную связь с четырьмя людьми, а затем перестает ее выстраивать. В результате, маленький человечек начинает воспринимать жизнь, «как из окна поезда». Это приводит к тому, что детдомовские дети, когда вырастают, и уже имеют семью, оставляют своих детей. Семья распадается, потому что у них нет чувства привязанности — оно в них не заложено.

Главврач ФГУ РКИБ отметил, что часто приходится сталкиваться с ситуацией, при которой детям гораздо приятнее получать тройки, двойки, «потому что это то, что надежно, постоянно». «И когда он получает четверку или пятерку, он не знает что с ней делать, — говорит он. — Вроде бы хорошо, но какая-то нестабильная ситуация. Не нравится».

По мнению Е.  Воронина, жизнь в детском доме не предполагает развития личности, потому что все предопределено. Ребенок живет в определенном месте. Нравится ему или не нравится, к нему приходят те люди, которых он не выбирает. У него определенный режим. Ему дают ту одежду, которую хочет или не хочет, но надо надеть. Жизнь в детском доме не предполагает какую-либо инициативу. «В результате мы получили то, о чем говорит Генеральная прокуратура», — говорит он.

Улыбка ребенка

Отделением человеческих предрассудков назвал Е. Воронин отделение ВИЧ-инфицированных детей, «которые пережили в своей двух-, трехлетней жизни столько, сколько иногда не проживает взрослый человек за всю свою жизнь».

Главврач ФГУ РКИБ рассказал историю девочки Кати, находящейся в крайне тяжелом состоянии – без каких-либо эмоций и реакций. По мнению врачей, она должна была восстановиться, но никак не восстанавливалась. «У нее был совершенно отсутствующий взгляд, она так же качалась, как это делают отказные дети», — говорит Е. Воронин.

Психиатр и невропатолог, осмотревшие девочку, пришли к выводу, что такое состояние связано, прежде всего, с социальной изоляцией, и что Катя в 2,5 года соответствует развитию годовалого ребенка; и что такую запущенность невозможно компенсировать, то есть, ее путь — специальный интернат для умственно отсталых детей.

Но, как рассказал Е. Воронин, в этом отделении была замечательная заведующая, которая считала, что каждый ребенок должен иметь мать. И она сумела таким же образом воспитать персонал, хотя это было сложно, и многие уходили с этого отделения. Но тот персонал, который остался, разделял мнение заведующей. «И мы решили поместить эту Катю в эту обстановку, — говорит главврач ФГУ РКИБ. — Тем более, тогда была такая возможность, и хуже уже быть не могло».

По его словам, персонал поставил перед собой задачу – сделать все, чтобы на этом безэмоциональном лице появилась улыбка. «И вот через два месяца эта улыбка появилась, — продолжает Е. Воронин. — Через год Катя догнала своих сверстников по развитию, и пойдет не в интернат, а в обычную школу. Ей сейчас 4,5 года, и она мечтает стать врачом, потому что для нее заведующая отделением – эталон, на который нужно равняться». «Я все это рассказываю потому, что мы никогда  не знаем, каковы ресурсы у ребенка», — сказал он в заключение.

Чужих детей не бывает. Участники круглого стола выразили надежду, что ситуация изменится, и ВИЧ-инфицированные дети тоже будут усыновляться. Они верят, что найдутся взрослые, которые помогут детям вырасти, и занять достойное место в обществе.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА