Кун-фу или ушу?


Мастер Линь в боевой стойке. Фото: Даниэль Ульрих /Великая ЭпохаМастер Линь в боевой стойке. Фото: Даниэль Ульрих /Великая ЭпохаУчитель Линь — худощавый, молодо выглядящий человек, который на первый взгляд не похож на мастера единоборств. Его школа кун-фу расположена в исторически известном Даньшуе, который находится в нескольких десятках километрах от столицы Тайваня Тайбэя. Школа расположена в идиллическом месте рядом с национальным парком Янминьшань.

Посреди садов, апельсиновых рощ и немногочисленных домов мастер Линь обучает своих учеников преимущественно по вечерам. Он принимает гостей в главном помещении школы, где помимо многочисленных кубков, выигранных на национальных и международных соревнований, стоит небольшой алтарь. Пройдя мимо чайной комнаты, оформленной в традиционном стиле, попадаешь в небольшой зал, устеленный тренировочными циновками. Однако в основном тренировки проходят во дворе на свежем воздухе. На втором этаже мастер Линь строил небольшой оружейный музей, где выставлены мечи, копья, доспехи и другое оружие. Возраст некоторых экспонатов превышает 400 лет.

Достижение большего эффекта малыми силами

Традиционное кун-фу — это своего рода искусство, которое содержит в себе многие вещи 5 000-летней китайской культуры и имеет длинную историю передачи и наследования. Согласно традициям тренера уважительно называют «учитель» или «мастер». Если слово кун-фу стало популярно на Западе скорее благодаря фильмам Брюса Ли, то в китайском языке используют название ушу, как общее обозначение для боевых искусств.

Согласно легенде монах Ван Лан из знаменитого храма Шаолинь, живший примерно 360 лет назад, наблюдал за поединком насекомых. Из этих наблюдений за борьбой богомола против превосходящей по силе цикады зародился популярный сегодня стиль Тан-лан-цюань (стиль богомола), которому обучает мастер Линь. Помимо этого он обучает стилям чан-цюань («длинный кулак») и ди-тан-цюань («кулак на поверхности земли»).

Философские и религиозные аспекты кун-фу были вычеркнуты

В большинстве случаев ученики Линя приходят на тренировку несколько раньше. Среди них дети, молодежь и взрослые люди обоих полов. Также среди них встречаются любители кун-фу, приехавшие из Европы, Америки и Японии. Линь лично проводит тренировку. Атмосфера, несмотря на нагрузки, в целом дружелюбная и приятная. Техника Линя быстрая и точная. Простыми приемами он демонстрирует защиту от нападения, одной рукой заставляя «противника» оказаться на земле. Путем надавливания на особые точки, так называемые акупунктурные точки, легким нажатием он может причинить противнику сильную боль.

Современное кун-фу против традиционного

В молодости мастер Линь обучался у своего учителя из провинции Шаньдун материкового Китая. Как и многие другие мастера кун-фу после победы коммунистов в китайской гражданской войне в 1949 г., он бежал на Тайвань.

Вначале коммунисты пощадили монастыри, но во время ужасов культурной революции (1966-1976 гг.) монахи были изгнаны, а храмы разрушены. Лишь в 1980-х годах некоторые монастыри были восстановлены, а наставники начали тренировать тому, что удалось сохранить. Все это дополнилось так называемым «современным кун-фу», которое было создано комитетом коммунистической партии еще до культурной революции.

«В Китае больше не существует настоящего кун-фу»

По словам Линя, в результате этого в сегодняшнем Китае больше не существует настоящего кун-фу. Даже в «колыбели кун-фу», монастыре Шаолинь, сегодня практикуют только «современное кун-фу». Аспекты, берущие свое начало из религии и философии были вычеркнуты, а из кун-фу сделали шоу с акробатическими трюками, уверен Линь.

Монастырь Шаолинь расположен в горах Сунн в провинции Хенань в центральном Китае на одной из пяти священных китайских гор. В окрестностях расположено много древних культурных памятников. По словам Линь, сегодня монастырь Шаолинь низведен до туристической достопримечательности, которая находится в непосредственном подчинении у компартии. Настоятель храма не имеет никакого отношения к религии, а является партийным функционером в монашеском одеянии.

Внешне кажется, что в монастыре Шаолинь по-прежнему высокие требования. Если дети не демонстрируют во время занятий нужные результаты, их бьют тренировочными шестами, что может привести к перелому. Но в действительности после тренировок редко можно услышать звук буддийского колокола: монахи курят, а из радиоприемника доносится голос Майкла Джексона и другие современные исполнители. Если же вы захотите с почтением поклониться Будде в храме, то в ответ вы услышите требование о денежном пожертвовании….

Версия на немецком


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Фотообзор: Хоккей. Чемпионат НХЛ
  • Фотообзор: Двоеборье и прыжки. Кубок мира в Италии
  • Фотообзор: Теннис. Открытый чемпионат Австралии. Первый день. Женщины
  • Фотообзор: Премьер-лига: «Челси» - «Тоттенхэм»
  • Фотообзор: Теннис. Открытый чемпионат Австралии. Первый день. Мужчины


  • Top