Проявите заботу и внимание!

The Epoch Times08.02.2008 Обновлено: 18.12.2021 18:53
Проявите заботу и внимание!

Директор проекта «Адреса милосердия» АНО «Студия-Диалог» Ольга Суворова. Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха

Проявите заботу и внимание!

Начальник отдела Департамента социальной защиты населения г. Москвы Валентина Терехина. Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха

Проявите заботу и внимание!

Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха

Проявите заботу и внимание!

Доктор психологических наук, профессор, проректор СФГА, международный эксперт по защите прав детей Галина Семья. Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха

Проявите заботу и внимание!

Выпускник школы-интеранта №70 Александр. Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха

Проявите заботу и внимание!

Выпускник школы-интеранта №70 Кирилл. Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха

Проявите заботу и внимание!

Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха

Проявите заботу и внимание!

Директор программ Благотворительного фонда «Женщины и дети прежде всего» Наталья Владимирова. Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха

Проявите заботу и внимание!

Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, председатель Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ Алексей Головань. Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха

Проблемы жизнеустройства выпускников детских домов

Как выяснилось на международной конференции, посвященной вопросам организации работы по поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их подготовки и адаптации к самостоятельной жизни, инициатором которой выступил Благотворительный фонд «Женщины и дети прежде всего», эта тема «нисколько не дискуссионная, абсолютно закрытая», потому что не освещается СМИ, и, как следствие, не обсуждается в обществе.

Сложности постинтернатной адаптации

По словам директора проекта «Адреса милосердия» АНО «Студия-Диалог» Ольги Суворовой, в общественном сознании закрепилось два образа детдомовского ребенка: «образ сироты в доме малютки, который вызывает жалость», и «образ уже сложившегося молодого человека, выпускника детского дома лет 20-22, со всеми уже сложившимися пороками, который вызывает страх и испуг у общества». Этим 18-летним подросткам после выхода из детского дома 2-4 последующих года необходима помощь, потому что, как утверждают участники конференции, это самый сложный возраст.

По мнению начальника отдела Департамента социальной защиты населения г. Москвы Валентины Терехиной, после выпуска ребят из детских домов необходимо приложить немало усилий для того, чтобы они после выхода из учреждения смогли жить полноценной жизнью.

Она рассказала о том, что выпускники испытывают очень сильный стресс после выхода из учреждения: их пугают трудности, с которыми они еще не сталкивались. «И те элементарные вещи, которые мы привыкли не замечать в своей жизни, для них становятся важными и актуальными, — говорит В. Терехина. — Например, оплата жилого помещения. Многие выпускники  не могут осознать до конца, почему они должны платить за жилплощадь, на которой проживают». По ее словам, ребята не знают, как зарабатывать себе на жизнь, как решать свои жизненные проблемы самостоятельно.

В. Терехина привела статистику, согласно которой выпускники после выхода из учреждения частично попадают в места заключения, кто-то — на службу в армию. Большая часть идет работать (37,2%), продолжает учиться (28,1%). Малолетние матери (8,9%), как правило, остаются ухаживать за своими только что родившимися детьми – это тоже проблема, которая требует внимания.

Начальник отдела Департамента социальной защиты населения г. Москвы поделилась с присутствующими информацией о том, что существуют отдельные комплексные центры социального обслуживания, которые разрабатывают специальные программы работы с такими девочками, чтобы «оказать им поддержку и воспитать в них ответственное родительство». «Если появился ребенок, то ты уже отвечаешь не только за себя, но и за того, кто рядом с тобой», — прокомментировала ситуацию В. Терехина. Она высказала мнение, согласно которому выпускникам детских домов необходимо «находить новый путь в новой для себя жизни».

Отношение общества к выпускникам детских домов

Общество не готово помогать выпускникам, более того, относится к ним негативно, считает доктор психологических наук, профессор, проректор СФГА, международный эксперт по защите прав детей Галина Семья.

Она рассказала, как спрашивала мальчиков-выпускников о том, готовы ли они сказать девочке, с которой знакомятся, что являются выпускниками детского дома. Ребята ответили, что нет: обычно говорят, что приехали оттуда-то и живут в общежитии, но, может быть, потом расскажут, если сложатся отношения.

«Сами выпускники не хотят говорить о том, кто они по статусу», — сделала заключение Г. Семья. Она привела в пример Украину, в законодательстве которой запрещено употреблять слово «сирота» — нельзя упоминать о том, что ребенок был в детском доме. Это слово изъято из всех документов. Следующий шаг украинского законодательства – решение убрать слово «несовершеннолетний», потому что считается, что это слово относится к уголовному кодексу.

В России к выпускникам отношение сложное. Ребятам тяжело устроиться на работу, найти свой путь в жизни. В этом виновато и само общество, и каждый выпускник в отдельности. Здесь важна внутренняя позиция самого подростка – насколько он готов принять жизнь такой, какая она есть на самом деле.

Общество, в свою очередь, должно понимать, что этим чуть повзрослевшим детям нужна помощь во всех аспектах жизни. Ребят нужно готовить к выпуску из интернатных учреждений, обеспечивать определенными знаниями и, что важно, сопровождать в постинтернатный период — помочь им встать на ноги, чтобы выпускники ощущали себя полноценными гражданами нашей большой страны.

Г. Семья привела в пример высказывание одного из выпускников английского детского дома: «Позвольте мне самому решить, когда я буду готов начать самостоятельную жизнь, «не выпускайте» меня лишь потому, что мне исполнилось определенное количество лет — подготовьте меня к «выходу», обеспечьте поддержку и помогите деньгами, жильем и поиском работы».

Выпускники просят помощи. В наших силах помочь им.

Выпускникам сиротских учреждений — слово

Среди участников конференции находились и сами выпускники. Александр, выпускник школы-интеранта №70, поднял очень важную для детей-сирот тему образования. Начиная свой трудовой путь с уборщика помещений, затем работая барменом, официантом, сейчас зарабатывает деньги  будучи стилистом. Он понял, что без образования очень трудно устроиться в жизни.

Но, как он сам рассказал, воспитанники интернатных учреждений не осознают необходимости в получении знаний, считая, что «государство им всем обязано». Так как детям-сиротам выделяются государством деньги на обучение, то «все ходят учиться просто из-за денег, и никто ничего не понимает». Поняв важность освоения той или иной профессии, Александр утверждает, «что важно учиться, важно всего добиваться самому».

По словам другого выпускника – Кирилла, окончившего швейное, обувное и строительное училища, важно ввести в школах-интернатах среднее образование. По его мнению, именно из-за отсутствия такого образования ребята вынуждены идти в училище ради получения  стипендии. Кирилл считает, что проблема в том, что взрослые не спрашивают детей о том, что они хотят, не учитывают их интересы.

Он уверен, что необходимо работать индивидуально с каждым ребенком-сиротой, индивидуально обсуждать все возникшие у него проблемы.

Бесполезно латать дыры

О том, что нужно обращать внимание нашего общества на то, что проблемы нужно решать не только тогда, когда ребенок уже выходит из интернатного учреждения, а до того, как он туда попал, говорила старший научный сотрудник МГППУ, директор программ БФ «Женщины и дети прежде всего» Наталья Владимирова.

По ее словам, «все, что делается в конце, тогда, когда мы пытаемся что-то сделать, залатать дыры — малоэффективно». Она уверена, что та система, которая формирует отношение детей к будущему, говорит о том, что «временные рамки разорваны, и дети с трудом адаптируются и находят себе работу, потому что время для них – это здесь и сейчас».

Н. Владимирова рассказала, что многие дети через 3-5-7 лет возвращаются в центр «Женщины и дети прежде всего». И только по истечении этих лет задумываются над тем, как важно учиться, что необходимо найти работу.

«Наше государство должно пересмотреть нормативно-правовые акты, пересмотреть свой подход к той точке зрения, что нужно прекращать работать с постинтернатной адаптацией, — делает вывод  старший научный сотрудник МГППУ. — Постинтернатную адаптацию нужно развивать, развивать те формы, которые не допустят ребенка в детский дом».

Проблем, которые подняли участники конференции по отношению к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, очень много. И, как сказал уполномоченный по правам ребенка в г. Москве, председатель Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ Алексей Головань, «все вопросы требуют нового взгляда».

По его мнению, «важно найти оптимальные механизмы поддержки, которые бы обеспечили эффективную социализацию таких детей в процессе их жизнеустройства с тем, чтобы этот процесс позволил бы максимально защитить права ребят».

По результатам конференции предполагается выпуск материалов, обобщающий региональный и зарубежный опыт. Как сказала  корреспонденту «Великой Эпохи» ведущая этого мероприятия Г. Семья, «если организаторы смогут обобщить работу, проделанную участниками конференции, то это будет большой шаг вперед: и информационный, и методический. Это будет шаг в развитии всей системы сопровождения и решения проблемы, как сделать выпускников полноценными членами общества, чтобы они чувствовали себя в этой жизни комфортно».

Проявите заботу и внимание к детям, и тогда их доброта, трудолюбие и усердие вернутся вам сторицей!

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА