Общество любящих людей


Руководитель реабилитационного центра для детей-сирот Рузского района Московской области «Вдохновение» священник Илья Дорогойченко. Фото: Юлия Цигун/Великая ЭпохаРуководитель реабилитационного центра для детей-сирот Рузского района Московской области «Вдохновение» священник Илья Дорогойченко. Фото: Юлия Цигун/Великая ЭпохаВдохните вдохновение…

В рамках международной конференции «Опыт создания и развития эффективных видов поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в период жизнеустройства» , прошедшей 4 февраля в Москве, опытом делились различные общественные организации, занимающиеся проблемами социальной интеграции воспитанников детских домов и школ-интернатов.

В частности, руководитель реабилитационного центра для детей-сирот Рузского района Московской области «Вдохновение» священник Илья Дорогойченко, рассказал о работе своего учреждения, которое оказывает помощь детям-сиротам и выпускникам детских домов.

Делясь опытом с присутствующими, отец Илья рассказал, что все началось девять лет назад, когда он работал педагогом-воспитателем в одной из психиатрических больниц Московской области. В процессе своей работы он видел, как многих детей (из 180 человек — 80-90) ссылали туда из детских домов и интернатов за плохое поведение (за банку пива, за то, что обозвали директора матным словом, за плохую учебу). При этом, по его мнению, это были здоровые дети, с которыми он и начал работать внутри больницы. Поняв, что его усилия тщетны, И. Дорогойченко со своими помощниками стал пытаться создавать на стороне группы подростков в возрасте 15-18 лет, которые были «в жутком состоянии».

«Мы поняли, — рассказывает он, — что поменять что-нибудь в этой системе бесполезно, все тонет. Дети у нас за эти два часа, может быть, отогревались, а потом возвращались в больницу и там снова заболевали в этой жуткой атмосфере». Тогда отец Илья и те, кто ему помогал, поняли, что нужно создать нечто альтернативное больнице, куда детский дом или интернат могут посылать ребенка для реабилитации — для того, чтобы оказать подростку необходимую помощь.

Так, был взят участок земли, на котором началось строительство центра помощи детям – «долгий тяжелый процесс с нуля». К сотрудникам нового центра попадали подростки – дети возраста 7-8 класса, которым нужно было помочь в течение месяца снять стресс, попробовать сделать все для того, чтобы ребенок перестал ругаться и захотел учиться.

«Этого очень трудно было добиваться, потому что мы видели, что к нам попадает ребенок совершенно запущенный, уже изуродованный», — комментирует ситуацию отец Илья. По его словам, было не просто определиться с программой, в которую на протяжении восьми лет работы вносились изменения ежемесячно. «Мы пытались зацепить детей тимуровским  движением, — рассказывает И. Дорогойченко, — были всякие альтруистические мотивации, но ничего не работало». Таким образом, сотрудники центра пришли к необходимости создания профессиональных мастерских.

В настоящее время центр «Вдохновение» — довольно большой комплекс, центром работы с подростками которого являются именно профессиональные мастерские. «Мы хотели, чтобы наши дети захотели жить, учиться, работать, общаться, — говорит отец Илья. — Мы поняли, что лучший учитель- это интересный, профессиональный процесс, процесс, который приносит результат». По его мнению, «результатом является некое изделие, которое ребенок предоставляет на ярмарку работ в конце каждого месяца».

И. Дорогойченко поделился информацией о том, что в центр из школ, из детских домов приезжают 15-летние подростки. В течение двух месяцев они, не отрываясь от учебного процесса, работают в мастерских, которых сегодня в центре уже четыре: автослесарная, компьютерная, художественный дизайн, столярная. Отец Илья видит необходимость в том, чтобы в образовательном процессе смоделировать новую идею — метод, при котором ученик знает, зачем он учится, чтобы он понял, что ему необходимы знания для того, чтобы, попадая в мастерскую, добиться максимального результата.

«Дети стремятся попасть в наши мастерские, в которых путем разных общеобразовательных приключений участвуют в испытаниях, и, сами того не зная, за эти два месяца проходят всю общеобразовательную программу, которую должны были пройти в своей школе, детском доме, в любом другом месте, — говорит он. — Наша задача — сделать все, чтобы процесс обучения стал интересным».

Таким образом, через работу центра прошли многие ребята. По истечении времени 15-летние подростки, пройдя курс обучения, не забыли этот теплый коллектив, и возвращались туда и после 18 лет, так как, как сказал отец Илья, «им некуда было деваться: в виду  низкого учебного уровня, их не берут ни в училища, ни в  колледжи, ни на работу — никуда не берут». «И вот получается страшный период от 16 до 18 лет, — рассуждает И. Дорогойченко, — потому что, даст бог, их возьмут в армию, но там вторая проблема: почти все ученики, прошедшие через коррекционные учреждения, не идут в армию, у них у всех статья…»

«А те дети, которые, казалось бы, попали в учебное заведение… — развел он руками. — Я работаю в Московской области, у нас всего несколько ПТУ, колледжей. Там какое-то странное обучение… Ко мне пришли выпускники эти училищ. Они ничего не  умеют. Это полная катастрофа, полное очковтирательство. Детей ничему не учат. Они потом приходят ко мне и спрашивают, что им делать».

В результате отец Илья стал брать этих детей в профессиональные мастерские для того, чтобы они там два года работали. Параллельно он устраивал их в вечернюю школу, что бы они закончили 10-11 класс, и одновременно обучались — получали диплом, например, слесаря минимального разряда.

В результате, детей приходит все больше и больше. «Мне уже приходится отказывать. Совершенно неправильно, но мне ничего не остается», — сожалеет И. Дорогойченко. По его мнению, в каждом учебном заведении, созданном для детей-сирот, мастерские должны присутствовать в жизни ребенка уже с 14-15 лет, чтобы к 16-летнему возрасту он уже многое знал и умел делать.

Отец Илья поделился информацией о том, что в своих автослесарных мастерских они изготавливают спортивные машины, которые продаются. При этом дети имеют свои 3-4 тысячи в месяц. В компьютерной мастерской ребята изготавливают презентации для уроков МХК, записывают интересные DVD- фильмы, иллюстрируют притчи, готовят живописные глиняные и деревянные работы. Вся продукция выставляется и продается на ярмарке. «Дети видят результат своего труда хоть и за минимальные, но честные деньги, — прокомментировал ситуацию отец Илья. — Дети знают, зачем работают. Эта доходность сразу повышает уровень мотивации: ребенок хочет идти в мастерскую, он стремится туда».

По словам И. Дорогойченко, эти проекты можно реализовывать на уровне любого учреждения -детского дома, интерната. «Мы разрабатываем пошаговые программы обучения мастерству, что тоже очень важно, — рассказывает руководитель центра. — Надо просто адаптировать предмет обучения для ребенка: ему не надо изучать толстый учебник, ему нужно взять оттуда лишь то, что ему нужно. И все это работает. А если будет доходность, то ребенок по-другому будет относиться к трудовому процессу». «Мы не предлагаем ребенку то, чего он не захотел бы делать, у ребенка должны гореть глаза», — делится опытом отец Илья.

В итоге, руководитель центра «Вдохновение» предложил решать проблему трудового воспитания в общеобразовательных учреждениях с помощью мастерских. Более того, он обратил внимание присутствующих на среду, в которой живут дети в центре. «Мы – общество любящих людей, — говорит он. — Единственное, что может возвеличить человека, это уважение к нему». Отец Илья рассказал, что каждое утро все ученики и работники центра приходят, садятся, и он  говорит им нечто вдохновляющее. «Дети сидят наравне со взрослыми, — уточнил он. — Это обязательно, они должны почувствовать себя не ниже, не хуже, а просто полноценными участниками нашего общества. И они все слышат некое вдохновение, которое я даю им на этот день».

Если бы все наше общество состояло бы из любящих людей, сердца которых бы были наполнены истиной, добротой, терпением, тем же вдохновением, то человечеству можно было бы перелистнуть страницу пиковой точки упадка нравственности, и начать жить с чистого листа – в гармонии с самим собой, с природой, со всем живым окружающим миром…


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Проявите заботу и внимание!
  • Фотообзор: Рисунки на кофейной гуще
  • Возрождение нравственности
  • Реабилитация детей, живущих с ВИЧ
  • Анастасия Романова: загадка великой княжны


  • Top