Аутизм – погружение в себя. «Я родился, примите меня таким»

Им знакомы проблемы аутизма не по роду службы, а изнутри. Фото: Великая ЭпохаИм знакомы проблемы аутизма не по роду службы, а изнутри. Фото: Великая ЭпохаПогружением в себя, отрешенностью, то есть отгораживанием от окружения, страдает все больше детей и взрослых в мире. Причины? Или слишком многообразны, или пока недоступны науке. Исследуются. Как жить этим людям уже сейчас среди нас? Общество в целом должно узнать о них, постараться понять и помочь.

2 апреля впервые в мире отмечался День аутичного больного. В петербургском информагентстве «Росбалт» на круглый стол «Детский аутизм: особенные дети — особенная жизнь» приглашены родители, педагоги, психологи, медики. Те, кто ежедневно волею судьбы, или доброго сердца, или профессии имеют дело с такими особыми людьми. Именно, не больными, подчеркивают все присутствующие, а с особыми людьми.

Термин аутизм существует с 1920 года, образован от греческого ауто – «сам, сам собой». Дети с синдромом раннего детского аутизма (РДА) не могут и отказываются общаться с окружающим миром, живут в своем внутреннем пространстве. Они странные, и общество реагирует просто – им предназначена скорее психбольница, а не школа и весь мир. Это должно быть изменено, несмотря на то, что полная адаптация сегодня происходит у 1%, 20% нуждаются в помощи, остальные остаются в состоянии дезориентированности. Неизвестно почему. Степени аутизма различны — некоторые способны получить образование и работать, у других же наблюдается более глубокая форма, которую можно отнести к психическим заболеваниям.

За последние годы количество детей с таким диагнозом растет лавинообразно, сегодня это уже 15 случаев на 10 000 детей, при этом мальчиков в 3–4 раза больше чем девочек.

В Петербурге более 15 лет действует общественный фонд «Отцы и дети», психологи которого помогают семьям, где растет такой особый ребенок. Существуют другие организации, сообщества родителей и правозащитные центры, занимающиеся вопросами жизни детей с синдромом раннего аутизма, их реабилитацией и образованием.

Прежде всего, узнаем мнение родителей, ведь такие семьи живут в постоянном стрессе, они буквально привязаны к такому ребенку.

О своих проблемах рассказывают мамы, которые, огромными усилиями и добрым сердцем делают своих детей «нормальными», в отличие от тех, кто не понимает и не принимает таких детей, не умеет наладить с ними контакт (а таких много). Анна Родина уверена, что «называть это болезнью не правильно. Все случаи разные: от реально отсталых до странных. Им сложно понимать мир и человеческие отношения в нем. Это особое состояние. Их нам тоже сложно понять». Марианна Гаевая сетует, что крайне трудно добиться постановки диагноза. Диагноз важен, т.к. можно будет надеяться на помощь государства, хотя бы от психологов: «Приходится пройти много инстанций. Даже диагноз не спасает – нет методик, нет обучающих программ, нет волонтеров сопровождения». Предлагается единственный путь – коррекционные школы, а там программа для умственно отсталых. Поэтому после окончания школы молодые люди вынуждены оставаться дома под покровительством родителей, а многие могли бы стать полноценными членами общества.

Чтобы понять, что это чрезвычайно сложное проявление психики, сразу же приводим в пример людей с признаками аутизма – И. Ньютон и А. Эйнштейн, а исследования в США показывают, что у 80% аутистов коэффициент интеллекта выше среднего, нередко даже на уровне гениев. Однако на каком-то этапе развития может случиться сбой. Реальный пример без имени. Ребенок в свои полтора года уже различал буквы, отвечал на вопросы целыми фразами и вдруг все «забыл». Не хочет правильно говорить. Стал страдать дикой гиперактивностью и бессонницей. Однако немалые старания семьи и психологов вернули его к обычной жизни, сейчас он успешно учится, занимается спортом, театром.

Как можно помочь таким детям и, что очень важно, их родителям, не быть изгоями, размышляют специалисты.

Роман Демьянчук, директор специализированной школы, также считает, что РДА — это форма нарушения развития, а не болезнь: «Ею не болеют, а страдают и ждут помощи. В мире не существует единого подхода к этому явлению. Действовать надо всем по схеме: наука, практика в школах, благотворительные общественные фонды».

Наталья Яковлева, специалист Академии постдипломного образования, рассказывает, что уже несколько лет в Академии существует спецкурс переподготовки учителей. Он включает обучение работе с особенными детьми и работе с семьями. За последние пять лет интерес к этому курсу увеличился в несколько раз. Однако требуется подготовка к работе с такими детьми всех учителей и общества в целом. В особой помощи нуждаются семьи. Пока что многие родители отторгают таких детей, считая их больными, а дети просят: «Я родился, примите меня таким».

Олег Ефимов, научный руководитель центра «Прогноз», считает, что аутизм – это неврологическая патология. Главная причина ее в мире – гиподинамия родителей в последние 20 лет. Почти не рожают без стимуляторов. Наблюдается асфиксия младенцев в родах – страдает мозжечок, отсюда плохая моторика, координация, неуклюжесть (6%). Дети плохо воспринимают звуки, для них все слишком громко и быстро, они не в состоянии разделить звуки, поэтому происходит задержка речевого развития (7%), нарушение взаимопонимания. Другие причины – экология, питание суррогатами, стресс в обществе при резких переменах, возрастание информационной нагрузки. Повышение чувства тревоги ведет к недоверию к миру». Задача специалистов─ информировать об этом всех родителей, чтобы они на раннем этапе развития ребенка могли увидеть «красные флаги аутизма» — вовремя ли ребенок пошел, заулыбался, начал говорить.

Многие зарубежные специалисты видят причины аутизма также в личностных особенностях матери или родителей, ее холодности и безразличии. Чаще всего это тип матери воспитывающей ребенка для своих собственных потребностей, подавляющей его. Причиной может быть и ранний психический стресс ребенка. Существуют теории, связывающие рост аутизма с изменениями в окружающей среде, с возросшим применением лекарств, консервантов, обработанной пищи и других факторов.

Мария Островская, директор Благотворительной организации «Перспективы» считает, что учеба таких детей в спецшколах не приводит к их адаптации. В обществе и педагогике сложилась установка, что это болезнь и для блага этих детей нужно их лечить и переделать. По ее мнению, полезно именно совместное обучение: аутисты не будут отторгаться обществом, а у здоровых детей будет вырабатываться толерантность. В таких делах, где требуется обязательный индивидуальный подход к каждому человеку, М. Островская видит роль государства только в выработке программы помощи, а саму помощь могут оказывать именно малые и общественные организации, способные действовать не фронтально, как в школах, а индивидуально.

О положительном многолетнем опыте такой малой организации — фонда «Отцы и дети» и книге «Под одной крышей. Опыт работы с аутичными детьми в Санкт-Петербурге 15 лет» рассказал Евгений Жуков, руководитель фонда и автор книги. В исследовании говорится: «Поведение аутиста необычно. Он может не проявлять интереса к окружению, часами сидеть в одной позе, повторять одни звуки. Наша жизнь неприемлема для него. Перед нами человек как бы из другого времени: нам не вполне понятен его язык, а ему наш… Аутичному ребенку не хватает доверия к чужому миру и далее к себе». В книге рассказывается о полезном совместном летнем отдыхе, дается так же своеобразный рецепт поведения родителей: «Нужно одно – смотреть, слушать, запоминать. Побыть ведомым. Это искусство чувствовать, реагировать. Это не может быть односторонним. Это и помочь себе измениться, чтобы приспособиться к трудностям собственными изменениями».

Сегодня только штрихами мы можем обозначить аутизм — еще одно беспокоящее мир явление. Причины его, возможно, вскоре будут выяснены. Сознание подсказывает невероятные объяснения, связанные с публикациями в разделах «секретные материалы». Кто знает? Сейчас важно другое ─ помочь этим конкретным детям и взрослым, которые сами себе помочь не могут. Как помочь? Не ставить диагноз самим, но знать о явлении и, как говорят мамы и сочувствующие – Любить и жалеть.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Стоит ли впадать в крайность? Секрет хорошего здоровья
  • Искусство мозаики в повседневной жизни
  • При курении марихуаны риск заболевания раком выше, чем при курении сигарет
  • Причины для того, чтобы стать вегетарианцем
  • Страдаете от «синдрома раздражительности»?


  • Top