Летний, Таврический, Баболовский… «Там птицы не поют»

The Epoch Times26.05.2008 Обновлено: 06.09.2021 13:38

Центр Санкт-Петербурга признан памятником мирового значения. С годами, подверженные отрицательному влиянию климата и современной агрессивной среды здания, сады и парки неизбежно стареют,  заболевают и нуждаются в реставрации. Общество в целом заботится о сохранении исторического наследия: приняты законы по охране памятников культуры и истории, специалисты  контролируют их применение. Однако мы не только страдаем  правовым нигилизмом,  а встречаем и сознательные нарушения со стороны нового капитала, что может лишить нас многих шедевров архитектуры и других искусств.

Горожане и приезжие, гуляя по Летнему саду, погружаются в атмосферу старинного Петербурга. Фото: Олег Луценко/Великая Эпоха


Горожане и приезжие, гуляя по Летнему саду, погружаются в атмосферу старинного Петербурга. Фото: Олег Луценко/Великая Эпоха

Можно без них прожить, — скажет иной. Нельзя. По ним совершенствуется человек, постигая гармонию великих мастеров и сверяя себя с нею. Горьких потерь не мало по всей России. Избежать их возможно, если граждане будут лучше  информированы и начнут активнее поднимать свой голос в защиту общего достояния.

В середине мая в информагентстве «Росбалт» Санкт-Петербурга состоялся круглый стол «Судьба памятников ландшафтной архитектуры: реконструкция Летнего сада и новое строительство в Таврическом саду». Эта тема – часть проекта «Петербург: следующие 300», цель которого — информировать общество и установить  диалог между ним и властью.

Сегодня речь о плановой реконструкции и неизбежных изменениях всемирно известных памятников культуры – Летнего и Таврического садов. Их назвали садами по российским широким меркам, реально это обширные парки, связанные с важнейшими событиями истории России и известнейшими именами.

«Я к музам хочу в тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград…» — низким и проникновенным голосом «пела» Анна Ахматова о Летнем саде. Гулял здесь пушкинский герой Евгений. Сегодня горожане и приезжие, любуясь на его аллеях итальянскими мраморами, погружаются в атмосферу старинного Петербурга, вспоминая страницы былого.

История Летнего сада началась в год основания будущей столицы в 1703 году, а к 20-м годам это уже был великолепный царский парк во французском регулярном стиле. Его прямые аллеи формировали стриженые деревья и боскеты, украшали мраморные статуи и фонтаны. Первоначальный облик сада со временем сильно изменился: нет фонтанов, вольно разрослись деревья, давно утеряны грот и оранжереи, нет… (никогда не было) туалетов. Из почти двух тысяч деревьев из-за возраста и губительной городской среды здоровыми остаются только пять (не процентов, а штук!) деревьев.  Наконец, в прошлом году  сама собой раскололась великолепная шведская пятиметровая порфировая ваза. Кто же не ветшает со временем?

Однако человек в состоянии и должен продлить жизнь произведений искусства, воспитывающих вкус и любовь к прекрасному. Несколько лет назад появились планы реконструкции Летнего сада. Петербургские специалисты в области охраны памятников, общественность отклоняли их на нескольких слушаниях.  Реставрационные работы неизбежны, но в художественных кругах нет и, видимо, не может быть одной точки зрения на историю. Кто ответит,  вернуть ли саду облик времен Петра I, да и надо ли? В таком случае, какой именно период взять за образец? Каждая сторона приводит свои убедительные доводы. Наконец, четвертые слушания  закончились взвешенным решением – щадящее, внимательное отношение и поэтапное обсуждение работ. Александр Кобак, член Совета по сохранению культурного наследия, подтвердил: «Нет сомнения, что многократное рассмотрение проекта пошло ему на пользу».

Сад закроют для посетителей уже нынешней осенью и полностью отреставрируют к 400-летию дома Романовых в 2013 году. Поторопитесь прогуляться!

Уже довольно давно мы, практически поголовно, решили, что нельзя больше начинать все с нуля, как в году с цифрой 17. Однако, может быть и на другом витке, но история повторяется и кое-кто желает смести все и сделать по-своему, по-современному. Другой, не менее известный памятник истории ─ ансамбль Таврического дворца. Таврический сад его неотъемлемая часть ─ это 30 га тенистых аллей, прудов, холмов, созданных в 1780-е годы  для прогулок великолепного Григория Потемкина, получившего от Екатерины Великой титул князя Таврического за присоединение Крыма к России. Сад вместе со знаменитым Таврическим дворцом – памятник культуры федерального значения. Это означает особо бережное отношение к этой общегосударственной собственности, запрет на переделки и строительство. Однако часть этого парка, не малая – два га, уже является законной частной собственностью. Собственник, получив заключение экспертов «о возможности вывода приобретенной им части парка из зоны объектов культурного наследия», заказал серьезным архитекторам проект строительства комплекса зданий для элитного жилья с  местами отдыха и развлечений.

Комитет по государственному контролю, использованию памятников истории и культуры не дает своего согласия на это новое строительство. Таков закон. Собственник спокойно выжидает. Специалисты обеспокоены: способов обойти закон в России не мало. Подтверждением тому и последний случай – «санитарная» порубка старинных деревьев в одном из парков Царского Села. «Расследование» выяснило, что на каком-то этапе согласования устройства гольф-клуба в этой бывшей царской резиденции к его территории прирезали часть Баболовского парка. Поэтому деревья тайно спилили, а следы варварства замели кострищами. Появилось удобное голое поле для гольфа.

Сухой термин ландшафтная архитектура, но, фактически, на круглом столе обсуждалась и проблема зеленых легких огромного города. В исторической части Петербурга всего 8% территории составляют зеленые насаждения, это чрезвычайно низкий показатель. Мало того, что «идет агрессия на зеленые территории, но убираются опавшие листья – строительный материал для гнездования. Поэтому «там птицы не поют», — посетовал Алексей Смирнов, эксперт Центра общества естествоиспытателей.

Александр Марголис, сопредседатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, директор Международного благотворительного фонда спасения Петербурга-Ленинграда предупреждает: «Наследие в опасности. Это было явлено сегодня». Законы, охраняющие культурно-историческое наследие, хорошие, но они не играют главенствующей роли, поэтому именно голос общественности должен звучать громче.

В вашем городе есть старинные особняки, тенистые парки. Вам, безусловно, хочется, чтобы ваши внуки «пользовались» ими, а не разглядывали через щель в заборе, и чтобы не пришлось, сетуя  вслед за нашим прозорливым классиком, восклицать, что законы-то святы, «да исполнители – лихие супостаты».

Горожане и приезжие, гуляя по Летнему саду, погружаются в атмосферу старинного Петербурга. Фото: Олег Луценко/Великая Эпоха


Горожане и приезжие, гуляя по Летнему саду, погружаются в атмосферу старинного Петербурга. Фото: Олег Луценко/Великая Эпоха

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА