Культурный слой «говорит»: «Историческое поселение — Санкт-Петербург»

The Epoch Times25.06.2008 Обновлено: 06.09.2021 13:38

Понятие «историческое поселение — Санкт-Петербург» звучит обидновато для культурной столицы России? Это всего лишь научный термин из «Положения о порядке проведения археологических полевых работ» 2007 года. Кто-то спросит,  а при чем здесь археология и этот «задавака» Петербург, которому всего 300 лет?  Вот Рязань, Казань, Владимир — это древность.

Уточняют специалисты: археологи, историки, архитекторы, собравшиеся на третью  встречу «Петербург: следующие 300 лет» в информагентстве Росбалт. Недавно на территории современного Петербурга обнаружено поселение грани 3-4 тысячелетий, эпохи неолита. Так что, если покопаться в земле, многое можно обнаружить из забытых страниц древней истории и не очень древней. Культурный слой вокруг и под постройками XVIII-XIX веков хранит многочисленные «памятники» прошлого. Даже если это черепок, монетка, старый сапог, они — связь времен, так как передают нам «послание» наших прадедов. Не желаю быть человеком ниоткуда, киберсуществом.

Санкт-Петербург, как и большинство «исторических поселений» России неплохо исследован внешне. Создан археологический план города, определивший границы исторических зон по категориям: строгой охраны — поближе к устью Невы, щадящей застройки — подальше и т.д. Историки подготовили документы и провели экспертизы десятков исторических сооружений, но официальное признание всех их объектами особой охраны затягивается государственными учреждениями.

По словам Олега Иоаниссяна, специалиста по архитектурной археологии Эрмитажа, наше время характеризуется «строительной экспансией на центр Петербурга», многие памятники могут пострадать и более всего — 300-летний культурный слой, который некоторые воспринимают, как «мусор эпохи». В этом «мусоре» и находят археологи информацию от предков, об их жизни, «раскодируя ее в процессе изучения».

Федеральный закон об охране культурного наследия 2002 года не позволяет инвесторам начинать строительные работы без исторической экспертизы местности, однако случаются действия в обход. На утвержденную чиновниками стройку раньше экспертов-историков  приходит мощная техника, ведущая подготовительные земляные работы. Александр Марголис, директор Международного фонда спасения Петербурга-Ленинграда, посетовал: «Все это ведет к потере наследия. Культурный слой невосполним, он уничтожается навсегда. Мы находимся в фазе варварства». Ученый видит еще большую опасность в том, что «закон игнорируется сверху». В подтверждение приведены примеры, когда крупные частные инвесторы с большим вниманием, чем государственные служащие, относятся к соблюдению закона, способствуют работе археологов. Так обстоят дела при реконструкции на острове Новая Голландия, в допетровском поселении на берегу Невы — Ниеншанц. А на Заячьем острове, где расположен памятник федерального значения Петропавловская крепость, напротив, работы по благоустройству вызывают нарекания специалистов. Краткое журналистское расследование показало, что проблемы в крепости действительно существуют. Вначале рабочие подтвердили, что археологи здесь работали, но затем скромно уточнили, что и в их личных коллекциях, когда начала работать техника, появились раритеты екатерининской поры.

Неустанно борющийся за сохранение исторического наследия Петербурга, депутат Законодательного собрания Алексей Ковалев отметил, что несогласованность Закона и Положения об археологических работах, т.е. недоработки чиновников, приводят даже к нарушению Россией международных обязательств, в частности, Европейской конвенции по архитектурному наследию.

«Рискуем потерять огромные непрочитанные страницы истории», — предупредил в заключение Олег Иоаниссян и высказал мысль о том, что в Петербурге необходимо сформировать Центр археологии, который и сможет координировать действия  всех специалистов и властей.

Убедительно доказывает обоснованность существования такого центра пример работы археологов и отношение к этой деятельности властей и общественности в Великом Новгороде. Сергей Трояновский, возглавляющий Центр по организации археологических исследований, считает символичным последнее открытие. В конце мая, в День славянской культуры и письменности, в раскопах Великого Новгорода была обнаружена 962-я берестяная грамота, текст которой начинается словами: «Челом бьет Алексей из Зàболотья…».  «Культурный слой говорит с нами», — заметил С. Трояновский.

Разве можно остаться безразличным к посланию, которое ждало меня в земле много сотен лет? И разве 300 лет это мало?

Экспозиция в раскопанном в 1990-е годы подземном этаже Невской куртины. Фото: Татьяна Серебрякова /Великая Эпоха


Экспозиция в раскопанном в 1990-е годы подземном этаже Невской куртины. Фото: Татьяна Серебрякова /Великая Эпоха

Плошки-светильники и каменное ядро - свидетели петровской поры. Фото: Татьяна Серебрякова /Великая Эпоха


Плошки-светильники и каменное ядро — свидетели петровской поры. Фото: Татьяна Серебрякова /Великая Эпоха

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА