Добродетельный властитель

Конфуций в должности главного судьи. Конфуций в должности главного судьи. Ежегодно 28 сентября во многих местах на Тайване, отмечают день рождения Конфуция. Считается, что Конфуций, китайское имя Кун Фу Цзы (551– 479 гг. до н.э.) родился в княжестве Лу, где сейчас расположена территория современной провинции Шаньдун. После своей смерти и вплоть до начала коммунистической эры в Китае он почитался как основатель и святой конфуцианства. К его современникам причисляют Сократа и Шакьямуни, основоположника буддизма в Индии.

Конфуций жил в век Чунь-Цю (770-476 гг. до н.э.), эпоху, когда Китай был разделен на множество маленьких княжеств. В это время многие обычаи и нравы, а также моральные ценности пришли в упадок. Конфуций был родом из бедной аристократичной семьи. Ему было три года, когда умер отец. Несмотря на происхождение из бедной семьи, благодаря усердию, скромности и уму он получил большие знания и смог стать императорским чиновником.

Позже, уйдя с поста, Конфуций стал распространять свое учение и собрал вокруг себя много учеников. В надежде восстановить порядок в мире при помощи своего учения, Конфуций вместе с учениками отправился в путешествие по другим царствам. Прошли десятки лет, но ни один правитель не обратил внимания на его учение. Конфуций имел так мало средств в своем распоряжении, что иногда он и его ученики почти умирали от голода на пути от одного царства к другому. В поздний период жизни он отказался от такого способа распространения учения и сконцентрировался на изучении древних книг. Многие древние книги сохранились именно в обработке Конфуция. Он постепенно принимал все больше и больше учеников, чтобы создать широкую основу для будущего распространения учения.

Слава пришла к нему только после смерти. Его ученики распространили учение во многих частях Китая. Они записали по воспоминаниям беседы Конфуция с учениками в книге Луньюй. Подчеркиваемые Конфуцием моральные качества - «доброта, честность, вежливость, мудрость и доверие» в последующих поколениях приобретали все большее и большее значение во всех областях жизни общества. И через 2500 лет после смерти Конфуция, его работы являются любимым чтением интеллектуалов высших слоев общества. Многие столетия кандидаты на пост чиновников определялись по тому, насколько хорошо они знали конфуцианские труды. Императоры многих династий также руководствовались учением Конфуция. История императора Тай Цзуна династии Тан, типичный пример правления в конфуцианском стиле.

Об искусстве управления государством много написано в Луньюй, вот один пример из главы Янь Юань: «Добродетельный из Младших, беседуя с Конфуцием об управлении государством, спросил: «Что если казнить беспутных ради сближения с теми, у кого есть путь?» Конфуций ответил: «В Ваших руках бразды правления, зачем же Вам казнить? Вам стоит лишь увлечься самому хорошими делами, и весь народ устремиться ко всему хорошему. У благородного мужа добродетель – ветер, у малых же людей она – трава; склоняется трава вслед ветру» (перевод И.И. Семененко, 1998).

Добродетель правителя Конфуций рассматривал с двух сторон. Одна из них - это совершенствование правителя, о котором в Луньюй есть ряд записей. Например, как он должен выявлять и исправлять собственные ошибки и хорошо относиться к своим ближним. Другая сторона затрагивает вопрос отношений между правителем и его собственным народом. Конфуций считал самым важным доверие между народом и властью, ставя это превыше армии и снабжения народа продовольствием. Для того, чтобы завоевать доверие народа, нужно следовать принципу предков: «Самое главное – это любовь к людям». Согласно учению Конфуция, только добродетельный властитель может обеспечить порядок в обществе и государстве.

В его беседах также содержится ответ на вопрос, как поступать, если моральные ценности людей отклонились от нормы. В главе Яо говорится: «Казнить тех, кого не наставляли, значит быть жестоким». Из века Чун-Цю (так называемый период Весны и Осени) времени хаоса в мире и глубоких общественных конфликтов, он вынес, что поощрение моральных ценностей не является достаточным, чтобы гарантировать идеальное общество. Наказание должно служить как вспомогательное средство. Это представление Конфуция также можно найти и в демократических правовых системах на Западе.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Речь прозвучавшая на митинге 7 октября 2005 года в Москве.
  • Речь жительницы Калуги, выступившей на митинге в Москве 7 октября 2005 года
  • Речь известного писателя-историка, написанная для митинга, который прошел в Москве 07 октября 2005 года на Славянской площади.
  • Фоторепортаж: "Девять комментариев о коммунистической партии" начали свое шествие по России
  • Хранитель истории российского предпринимательства


  • Top