Гимны России


Следующее значимое исполнение гимна произошло на Дворцовой площади, где был открыт монумент в честь победы над Наполеоном – Александровский столп. Фото: Олег Луценко/Великая ЭпохаСледующее значимое исполнение гимна произошло на Дворцовой площади, где был открыт монумент в честь победы над Наполеоном – Александровский столп. Фото: Олег Луценко/Великая ЭпохаСимвол государства

Каждое государство имеет свое название, герб, флаг и гимн. Гимн занимает особое место – человек, осознавая свою принадлежность к государству, может исполнить его в любой момент по велению сердца.

Немного истории

XV-XVI века в Европе — время Реформации и религиозных войн. Воины враждующих армий (часто жители одних и тех же стран, нередко – члены одних и тех же семейств) носили один и тот же костюм, пользовались одинаковым оружием и доспехами, одинаковыми гербами и знаменами, говорили на одном и том же языке, принадлежали к одной культуре. В этих условиях необходимы были совершенно новые знаки различия, отражающие религиозную, военную и политическую принадлежность. Идеально для этого подходила музыка: она всегда с человеком и он в любую минуту может исполнить музыкальное произведение, так как обладает голосом. В этих условиях и сформировались гимны, как опознавательные музыкальные знаки.

С XVIII века получают распространение гимны, как один из символов государства. Первым государственным гимном является гимн Великобритании «Боже, храни короля!», ведущий историю с 1743 года. За ним последовал гимн Франции «Марсельеза» (создан в1792 г.). В начале XIX века гимны входят в употребление в большинстве стран Европы, а в ХХ веке распространяются на весь мир и становятся непременным атрибутом государственности.

«Народная песнь» — «Боже, Царя храни!»

До 1833 года в России не существовало государственного гимна. Когда Россия и Англия вместе сокрушили Наполеона, английский государственный гимн стал объектом внимания в России. В 1814 году Жуковский сделал стихотворный перевод английского гимна, назвав его «Молитва русских».

На одном из парадов, когда царь Александр I подъехал к войску, музыканты сыграли мелодию английского национального гимна, это понравилось императору. С тех пор эту музыку начали постоянно исполнять при отдании чести государю. Но, несмотря на это, «Молитва русских» с английской мелодией государственным российским гимном все же не считалась.

Николай I осознал необходимость создания собственно национального гимна. Для написания музыки он избрал Алексея Федоровича Львова, как человека, ему близкого, преданного лично (тот командовал царским конвоем, сопровождая царя во всех поездках), и, в то же время, музыкально одаренного, прекрасного исполнителя – скрипача, талантом которого восхищались Мендельсон, Лист, Шуман. Алексей Федорович часто аккомпанировал пению княжны, участвуя в домашних концертах императорского семейства.

А. Ф. Львов писал: «…В 1833 году я сопутствовал Государю в Австрию и Пруссию. По возвращении в Россию граф Бенкендорф сказал мне, что Государь, сожалея, что мы не имеем своего народного гимна и, скучая слышать музыку Английскую, столько лет употребляемую, поручает мне попробовать написать гимн Русский. Задача эта показалась мне трудною, когда я вспомнил о величественном гимне Английском: God save the King, об оригинальном гимне Французском и умилительном гимне Австрийском. Я чувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войска, годный для народа – от ученого до невежи. Все эти условия меня пугали, и я ничего написать не мог. В один вечер, возвратясь домой поздно, я сел к столу и в несколько минут гимн был написан».

После чего Львов обратился к Жуковскому, который предоставил ему текст, начинающийся словами: «Боже, Царя храни!»

23 ноября 1833 года в Певческой капелле состоялось первое исполнение сочиненной Львовым и Жуковским «народной песни» — именно так нравилось царю называть гимн. По желанию царя гимн исполняли несколько раз, и было решено показать его широкой публике. Показ состоялся в Москве в Большом театре 11 декабря 1833 года.

«Благословенна страна, где тысячи уст так дружно отзываются на имя царское! Боже, Царя храни! Этот клик останется навсегда призывным кликом России на путь совершенству и славе! И дотоле никакая враждебная сила не прикоснется к ней, доколе из груди верных чад ее будет вырываться в восторге истинного одушевления сия торжественная песнь!» — писала московская газета «Молва».

25 декабря 1833 года, в день годовщины изгнания войск Наполеона из России, гимн был исполнен во всех залах Зимнего дворца в присутствии самых высоких воинских чинов и при освящении знамен. Следующее общественно значимое исполнение гимна произошло 30 августа 1834 года на Дворцовой площади, где был открыт монумент в честь победы над Наполеоном – Александровский столп. «Народная песнь» ассоциировалась отныне с народным подвигом, совершенным под руководством монарха во славу Российской империи.

Незадолго перед смертью В. А. Жуковский писал А. Ф. Львову: «Наша совместная двойная работа переживет нас долго». И действительно, даже через 80 лет после своего создания, гимн производил впечатление незабываемое. Офицер лейб-гвардии Кирасирского полка В. С. Трубецкой вспоминает о своих ощущениях, когда он стоял в строю на параде, который посетил Николай II: «Секунда – и старый литаврщик энергичным движением разом опустил руку, коснувшись кожи старых кирасирских литавров… Во все усиливающемся человеческом вопле вдруг с новой силой и торжеством родились воинственные звуки наших полковых труб, запевших гимн, полный величия. К горлу подступил какой-то лишний, мешающий комок, усилилось ощущение бегающих мурашек по спине. Что вдохновило господина Львова, композитора малоизвестного и не слишком одаренного, не знаю, но в строгие и спокойные гармонии этого небольшого хорала ему удалось вложить огромную идею силы и величия».«Интернационал» — партийный гимн большевиков

После отречения от престола Николая II в 1917 году встал вопрос о новом народном гимне. Но, ни одно из предложений Временным правительством принято не было. Однако практически роль гимна в 1917 году исполняла французская «Марсельеза», которая пришла в Россию еще в конце XVIII века. Ее распевали декабристы, революционное студенчество на французском языке. Но, переведенная на русский язык участником Парижской коммуны народовольцем П. Л. Лавровым, в революционные дня 1905-1907 гг. она стала любимой песней рабочих.

Однако В. И. Ленину не нравилась «Марсельеза», он предпочитал «Интернационал», который большевики считали своим партийным гимном.

С образованием в 1922 году Советского Союза слова «Интернационала» перевели почти на все языки народов (даже ранее безписьменных) Страны Советов.

После переезда правительства в Москву «Интернационал» зазвучал в курантах Спасской башни Кремля.

До 1943 года музыкой и пением «Интернационала» сопровождались все государственные мероприятия.

Гимн СССР

В конце 1930-х годов в ЦИК СССР стали приходить письма «с мест», в которых высказывалось пожелание о создании нового гимна, так как «дореволюционный гимн в стране с ростом культурной и счастливой жизни является устаревшим».

Работа над созданием нового гимна началась в 1942 году. 18 июня 1943 года на первом совещании с поэтами и композиторами по поводу создания нового гимна К. Е. Ворошилов высказал тезис о том, что «Интернационал» «это пройденный этап, пусть его поет тот, кто еще не разрушил старый мир». Был объявлен конкурс на создание текста и музыки нового гимна. 65 поэтов предоставили 123 текста. 170 композиторов предоставили 200 с лишним мелодий.

В конце концов был выбран текст, написанный совместно Сергеем Михалковым и Эль-Регистаном. Музыкой для гимна стала мелодия «Гимна партии большевиков», созданная А. В. Александровым еще в 1939 году.

Ходили слухи о том, что Сталину просто надоел написанный французами «Интернационал». Поэтому он приказал сочинить новый гимн на музыку гимна партии большевиков А. В. Александрова… Но устроил для вида конкурс.

Что же касается слов гимна, то ему потребовался молодой русский автор, и он выбрал С. В. Михалкова, которого любил.

В ночь с 31 декабря 1943 года на 1 января 1944 года в 24-00 по радио прозвучал новый национальный гимн Советского Союза, «Интернационал» в качестве гимна перестал существовать.

После смерти Сталина встал вопрос о необходимости изменения текста, но официально старые слова гимна отменены не были до 1977 года. Поэтому в период с 1955 по 1977 гг. гимн исполнялся без слов.

В 1977 году Сергей Михалков создаёт вторую редакцию Государственного Гимна СССР. В тексте был убран куплет о Красной армии, имя Сталина, а также воздавалось по заслугам КПСС, которая «нас к торжеству коммунизма ведет».

Гимн России

5 ноября 1990 года правительство РСФСР приняло постановление о создании государственного герба, государственного флага и гимна РСФСР. В качестве музыки гимна комиссия одобрила «Патриотическую песню» Михаила Глинки. Слова гимна так и не были официально утверждены. Может быть, не нашлись простые патриотические слова? Были и сомнения в пригодности для гимна музыки. Например, председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга Андрей Петров в 2000 году говорил: «Именно мне довелось 10 лет назад оркестровать «Патриотическую песнь» Глинки, и все мы тогда были в эйфории. Но года полтора назад я стал говорить в интервью, что мы, может быть, сделали ошибку. Потому что есть более яркие музыкальные гимны, и при том широко известные. Это «Славься!» Глинки, «Богатырские ворота» Мусоргского».

В конце 2000 года С. В. Михалков написал новые слова Государственного гимна РФ, приспособив их к мелодии гимна Советского Союза Александрова. В таком виде 7 марта 2001 года он и был принят в качестве официального гимна Российской Федерации.

Несмотря на все споры по поводу качества музыки гимна, надо помнить, что, прежде всего, этот гимн воспринимается как символ победы в самой жестокой войне, выпавшей на долю поколения, все еще составляющего значительную часть нашего общества.

Но есть один интересный факт. Мало кто, кроме домашних, знал, что Александров всегда тяготел к церковной музыке, до тонкости знал набор православных богослужебных песнопений: стихиру, кондак, тропарь, акафист, икос, припев и славословие, величание и аллилуарий и, конечно же, гимн (А. В. Александров был последним регентом церковного хора храма Христа Спасителя в Москве).

Однажды сын Александрова показал бывшим сослуживцам духовное сочинение своего отца и наиграл мелодию, в которой угадывалась «первоткань» гимна Советского Союза, написанную еще в конце 1920-х годов…

*****

Изготовление гербов и флагов РФ, теперь еще и с доставкой в офис или на дом заказчику. Качественная работа в сжатые сроки. Отличительные знаки и символика любого региона, края, округа. Разные способы крепления позволяют разместить гербы и флаги практически на любой плоскости.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:


  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top