Искаженный образ Тибета. Часть третья


Молодая проститутка на улице Лхасы. Фото: Getty ImageМолодая проститутка на улице Лхасы. Фото: Getty ImageНиже приводится третья часть интервью «Великой Эпохи» с китайской писательницей Чжу Жуй о её взглядах на Тибет, тибетцев и их культуру.

Часть первая Часть вторая

Разрушение тибетской культуры и религии

Древние тибетские строения являются частью тибетской культуры и имеют высокую культурную, историческую и эстетическую ценность. В прошлом на улице Баркхор в Лхасе находилось около 500 старинных зданий. Когда я посетила Лхасу в 1997 г. из них осталось лишь 93, большая часть остальных была разрушена коммунистическим режимом. Тибетский буддизм — это душа Тибета, и для тибетцев нет большего оскорбления, чем надругательство над этой душой. Несмотря на то, что китайская конституция говорит о свободе вероисповедания, этой «свободы» в Тибете не существует, есть множество ограничений, призванных мешать людям верить в свою религию.

Согласно теперешним правилам человек, не достигший 18 лет, не имеет права стать монахом. Однако в прошлом подобных возрастных ограничений не было. В Тибете храмы также являются школами, и многие выдающиеся тибетские ученые, такие как Гедун Цосфел, получали образование в храмах.

В монастырях проходит обучение архитектуре, лингвистике, литературе и другим предметам. Тибетский буддизм — это не только сокровищница человеческой духовности, он также очень близок к науке. В некоторых аспектах он обладает более глубокими знаниями, чем современная наука. В этом причина того, почему у многих ученых пробуждается интерес к тибетскому буддизму.

К сожалению, китайцы, живущие при коммунистическом режиме, не стремятся к более глубокому пониманию тибетской культуры. Они без всякого основания считают, что человек, вступивший в храм в юном возрасте, вырастет невежественным и малообразованным.

Режим также регулирует то, чему можно обучать в монастырях. В каждом монастыре есть рабочая группа, назначенная режимом. Они превратили образование монахов в обучение  коммунистическому патриотизму, который каждый монах должен закончить с красным дипломом. При посещении храма, один монах показал мне его диплом.

Без такого диплома монаха выгонят из  монастыря. Очень часто наиболее дисциплинированные монахи изгонялись из монастырей, потому что они ставили свою веру выше так называемого «патриотического образования». То, что происходит в храмах в настоящее время — это коммунистическая политика под прикрытием религии, что полностью противоречит духу буддизма.

Режим также изменил религиозную систему. Многие вещи, передававшиеся на протяжении поколений, были отменены, например, экзамен на геше. Геше — это высший чин в монастыре, равнозначный доктору философии. Метод обсуждения буддийских писаний не отменили, однако полностью переделали.

Раньше монахи ежегодно отправлялись в долину поблизости Лхасы для проведения семинара по обсуждению буддийских сутр. В настоящее время число монахов, которым позволено участвовать ограничено, и часто семинар отменяется без объяснений.

Религиозные праздники — самая красочная  и выдающаяся часть тибетской культуры, но многие из них были полностью ликвидированы, например, Праздник тибетского календаря, который считался главным тибетским праздником.

Другой из них — Праздник светильников, во время которого тибетцы зажигают масляные светильники в память о дне смерти учителя Зункабы, традиция, существующая на протяжении нескольких сотен лет. Ранее этот праздник не был запрещен, и когда я присутствовала на нем, то видела множество полицейских в форме и в штатском. Даже тогда людям, работающим на государственных должностях, было запрещено принимать участие в празднике.

Кроме того, на многие другие религиозные мероприятия также существуют ограничения.

Кто виновен в упадке  морали в Тибете?

В настоящее время в Тибете много проституток: парикмахерские на улицах в большинстве своем являются борделями. На улицах Лхасы часто можно видеть вызывающе одетых женщин из соседней провинции Сычуань. Они соблазняют мужчин на улицах и даже пытаются приставать к монахам.

По словам одного из дерматологов Национального госпиталя в Лхасе до 1978 г. среди 11 081 обследованных людей не было выявлено ни одного случая венерического заболевания. Однако в 2002 г. ежедневно регистрировалось до 10 случаев, причем заболевания были разнообразными.

Краткая биография Чжу Жуй

Чжу Жуй — китайская писательница. Она опубликовала несколько новел, поэм и рассказов, которые, в основном, посвящены Тибету. После бойни в Лхасе в марте 2008 г. она опубликовала в Интернете несколько статей, включая «Почему тибетцы хотят протестовать?», «Послание к китайцам», «Письмо Его Святейшеству Далай-ламе», «Надеюсь, стоящие у власти не упустят этот шанс», «Надежда Тибета» и интервью с буддийским монахом Арцзиа Ринпоче.

Версия на английском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:


  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top