Жизнь над городом


Мир крыш полон легенд  и загадок. Фото: Татьяна Серебрякова/Великая ЭпохаМир крыш полон легенд и загадок. Фото: Татьяна Серебрякова/Великая ЭпохаТерритория руферов или пятый фасад

Руферы? Это из разряда эмо, готов или растафари? Как выяснилось, это совсем не новое и не только молодежное движение не тоскливо-материальных людей. Это слово из современного лексикона, а означает, попросту – крышелаз (англ. Roof – крыша). «Зачем, что они там забыли на этих крышах! Да и опасно!» – беспокоятся спокойные обыватели. «Есть, зачем там бывать!» — считают даже ученые.

Об этом поведали они и действующие руферы на очередном заседании клуба «Гость ученый» в информагентстве «Росбалт» в Санкт-Петербурге. Тема встречи: «Наука о крышах: руфинг и руферы».

Доктор философии петербургского университета Екатерина Сурова рассказала об исследовательском научно-культурном проекте, изучающем руфинг, как нарастающее явление городской жизни.

Исследователи относят руфинг к немалой составляющей городской культуры России и не только ее, культуры со своим мироощущением и даже философией. Они называют это – «жизнь над городом», определяя руфера, как тип маргинала, но без отрицательного смысла этого слова. То есть, как человека особых внутренних потребностей, стремящегося иногда оказаться у этой городской черты, которая не сбоку, за полями (лат.- margo – край, поля), а выше.

Городская жизнь с ее заботами, устроенным бытом, нехваткой времени обедняет нас духовно, заставляет забыть, что не только окружающий нас мир подчинен гармонии, небесному миропорядку, а все, что создавал человек, он соизмерял и приравнивал к нему. Деревянная изба – не просто место для сна и укрытия от непогоды – это понятное для нашего древнего предка воплощение космоса: присутствуют символы солнца и луны, конька солнечного и прочее. «Все в терему по-небесному», — гласит текст былины об устройстве древнерусского жилища. Строения, сооруженные по проекту архитектора, тоже несут в себе черты универсальности Вселенной: есть мрачные подземелья подвалов, есть живая — жилая часть (жизнь на земле) и есть горний мир — крыша. Попасть на нее, однако, трудно – необходимо миновать границу, раздел – чердак с таинственными тенями по углам.

«Крыша, — считает Е. Сурова, – раздел небесного состояния и бытия». Профессор углубилась в изучение истории крыш, их смыслового содержания. Средневековые постройки были островерхими, они закрывали внутреннее пространство сооружения без чердака. Были видны балки крыши, затем их начали декорировать, а потом перекрывать. Крышу закрыли для сохранения интимности жизни семьи. А может быть, люди закрывались от «глаз» неба? И крыши делали человека более приземленным. Сама крыша стала носить на себе элементы декора-оберега: коньки на избах, символические элементы на крышах строений в европейских странах.

Профессор продолжает: «Крыша это вид на поверхность земли и выше — находясь внутри, главного не увидишь». Поиск красоты, новых ощущений, открытий тянет и тянет на крыши новых руферов.

Художник по призванию, руфер по душе Ника Куковицкая в августе нынешнего года организовала художественную выставку «Руфология». Выставка вызвала живой интерес публики, выяснилось, что эта тема интересует многих. Университетские исследователи обнаружили в этой теме более глубокое содержание, чем предполагали. Неслучайно для выставки предоставили зал в Павильоне под Флагом, стоящем на фундаменте дома масона Елагина, где в конце XVIII века собирались масоны, проводил сеансы граф Калиостро.

Александр Саватин, фотограф и руфер, дает такое определение своим романтичным единомышленникам: «Это люди – высокоходящие». Он также склонен видеть в этом увлечении особый, потаенный от поверхностного взгляда смысл. Он так поясняет внутреннюю идею детской, казалось бы, простенькой поговорки: «Тише, мыши, кот на крыше». «Крыша – граница, кот – стража». Человек, желающий выйти за пределы материальных знаний, должен сделать усилие, сделать шаги. «Первый шаг – чердак, лента оцинкованная. Темно страшно, возникает особое состояние. Второй шаг – крыша», где глаз уже может видеть на все 360 градусов. А. Саватин также уверен, что крыша – это антенна, дающая сигнал связи с миром. Но каждый имеет свой ответ.

Научно-взвешенное представление о строениях имеют архитекторы. В архитектуре крышу называют пятым фасадом дома, она определяет образ здания, и проектировщики обязательно выполняют пятый вид здания – на крышу. Само городское строение разделяется на четыре уровня: подвал – публичное пространство (первый этаж в русском языке) – жилье – крыша. Символично, что в России только сегодня подвал и публичное пространство вновь обретают жизнь. Осваиваются чердаки и мансарды, жизнь заполняет эти некогда особые части зданий. «Новый» город имеет, в основном, плоские крыши. Но, как правило, по-прежнему плоская поверхность прорывается в небо разнообразными башенками. Может быть, особого осмысления заслуживает тот факт, что только самые богатые и благополучные компании претендуют на верхи зданий.

С восточной точки зрения устройства благоприятного жилья, плоская крыша – это залог постоянства, уверенности, но и стагнация. Творчество под ней невозможно. Наиболее благоприятен для творческих людей верх в форме конуса (антенны?), купола.

C точки зрения руферов-сталкеров (есть и такие группы) мир крыш полон легенд (не без основания), загадок (которые надо разгадать), невидимых энергий (с которыми надо быть острожными!) и прочего…

С точки зрения туристических фирм – это новый, развивающийся вид экстрим-туризма.

С точки зрения защитника исторического Петербурга, крыши – это… преодоление страха и в качестве награды — восторг любования. Это сакральная линия небесного горизонта – национальное достояние, признанное ЮНЕСКО.

С точки зрения ученого-психолога – все зависит от человека.

Так вот, когда увидите человека на крыше, конечно, если это не несмышленыш, не гоните его, а поднимитесь к нему сами. Увидите…


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Выставка "Винтаж. История моды"
  • Неделя моды Mercedes-Benz в Нью-Йорке: Спортивная колекция 6th Avenue
  • Фотообзор: Показ женских коллекций Cris Barros, Iodice, Totem в Бразилии
  • Нина Добрикова: главное — найти себя
  • Неделя моды Mercedes-Benz в Нью-Йорке:мужская коллекция от Perry Ellis


  • Top