Нам не жить друг без друга


Вообразите себе «идеальный» лес: ровные ряды одних сосен (берез, дубов), стерильная чистота и… оглушающее молчание. Мороз по коже. Вообразите себе такое же человечество из единого народа: красивые одинаковые люди. Фильм ужасов. Человеческое богатство и в разнообразии культур, личностей, и в их проявлениях. В нашей стране пытались сделать из нас «новую историческую общность – советский народ», вынуждая малые народы забывать себя. Было ли лучше от этого русским?

От истории…

История земель вокруг Финского залива напоминает, что здесь возникла первая столица домонгольской Руси – Старая Ладога. Уже тогда, в IХ веке, это многонациональный городок. Не только из-за заморских купцов, но и потому что земля эта была заселена изначально не славянами, а водью, ижорой (ингры), карелами, чудью, вепсами – финно-угорскими племенами. Свидетельство – древнеримские источники и топонимика. Коренные народы входили в русские ополчения, защищали эти земли. Взаимное влияние обогащало. В XVII веке Водская пятина (Ижорская земля) Новгорода отдана по Столбовскому миру 1617 года Швеции. Та начинает внедрять лютеранскую веру, чем вытесняет православных русских и финно-угров вглубь Руси. Опустевшие земли заселяет финнами. Петр I в ходе Северной войны, в первые годы XVIII века, образует здесь Ингерманландскую губернию, центром которой становится Санкт-Петербург. Продолжается прерванный период мирного сосуществования народов славянских и финно-угорских корней.

Более близкими контакты становятся после присоединения к России Финляндии и Финской войны 1808 года, которую Александр I начал под давлением Наполеона, чтобы досадить Швеции, по мнению финского историка Матти Клинге.

Совместное проживание, более тесные культурные и экономические связи были на пользу обеим сторонам. С конца 1917 года Финляндия впервые в истории – независимое государство.

Судьба финно-угорских народов приграничных областей при советской власти трагична. Жесточайший период репрессий 30-х годов исследователи называют демографической катастрофой. Это уничтожение физическое – предвоенные «санации» путем арестов и казней, а вначале войны – полная «очистка» территории, целый народ в товарных вагонах вывезен в Сибирь. После войны ликвидировались «неперспективные» деревни, люди уезжали в города, забывая национальные традиции и историю. Все это привело к более страшному – уничтожению самоосознания (идентификации).

Свидетельствует этнограф Владимир Миренков: «Люди старались не пользоваться языком, меняли имена и фамилии. Во времена геноцида им было легче укрыться за русской фамилией. Родители сами, боясь за своих детей, не учили их языку».

Страшные цифры деятельности советской власти: численность ингерманландцев сократилась более чем в 10 раз (осталось 15 тысяч), ижоры – в 47 раз (осталось 376 человек), води – в 10, вепсов – в 8 раз.

Немало постарались и идеологи. Все источники популярной исторической литературы и путеводители начинали историю края с появления здесь славян в Х веке. До этого – небывалая пустота. Постепенно следующие поколения живущих в этом крае начали верить в это.

…до наших дней

Конец ХХ века внес существенные изменения в жизнь «малых» коренных народов России. Стало возможным открыть правду, вспомнить о своих корнях, предках, рассказать об этом другим.

В нынешнюю осень прошли многочисленные мероприятия, посвященные древним финно-угорским народам. 18 октября – их Всемирный день. В ноябре в Петербурге работала Межрегиональная конференция «Национальное движение финно-угорских народов».

Особое внимание ее участники уделили важности сохранения национальных культур как части единого этноса края, состоящего из представителей 80 народов. Правительство Ленинградской области создает программу поддержки финно-угорских народов, финансирует информационный сайт. Народ водь (87 человек) внесен в Единый перечень коренных народов.

Однако мало что может измениться, если люди сами не пожелают вернуться к самим себе.

Общество ингерманландских финнов «Инкерин Лиитто» убедительно свидетельствует: люди стремятся познать свои истоки и почувствовать родство.

«Инкерин Лиитто» – первое национально-культурное общество новой России, образовано 20 лет назад. Беседуем с его председателем и одним из организаторов Владимиром Кокко.

Он вырос финном благодаря дедушке, бесстрашному человеку, который учил его языку предков. «Постепенно возник стойкий интерес ко всему ингерманландскому», – говорит он.

«Общество – дитя перестройки. Самодеятельных общественных организаций в СССР не могло быть по определению. В 1976 году в г. Пушкине открылась первая лютеранская церковь.

Туда из кухонь переместилась образованная молодежь, чтобы встречаться с себе подобными, которые хотели оставаться финнами».

В. Кокко вспоминает: «В 1988 году на учредительном съезде избрали 10 руководителей. Мы поставил подписи под документом и отнесли в исполком Леноблсовета.

Глупые были, могли ведь за нами придти, но обошлось. 30 января 1989 года было зарегистрировано первое национально-культурное общество».

Основная цель его была понятной, но сложной – сохранить этническую общину ингерманландцев. «Для истории этой земли финский компонент абсолютно неотъемлемая часть.

Наши предки пришли сюда в XVII веке при шведском владычестве. Финны наши уникальны, никогда не были гражданами Финляндии. Наша история – неотъемлемая часть России».

20 лет существования «Инкерин Лиитто» – это уже целая история. В. Кокко рассказывает, что через два года в обществе было уже три тысячи членов.

В самом первом общем празднике Йоханнус (Ивана Купалы) 1991 году участвовало 9 тысяч человек.

Первый серьезный прорыв вперед произошел уже в 1992 году, когда вместе с финским финансированием и церковью Ингрии стали открывать Дома по уходу за престарелыми. Сегодня это 6 домов в Петербурге и области для одиноких престарелых людей разных национальностей.

Существуют еще 4 проекта совместно с финским и шведским государствами. Особая забота общества о том, чтобы коренные народы вспомнили родной язык. При обществе организовано 20 групп финского языка, курсы повышения квалификации учителей.

Еще один шаг вперед – выход на международную арену. Общество участвует в работе Всемирного парламента зарубежных финнов.

Однако есть и проблемы. «С 1990 года начался процесс репатриации ингерманландцев по финской программе. Около 8 тысяч уехали в Финляндию.

«Нас становится меньше. Это потеря», – сетует В. Кокко.

«Инкерин Лиитто» отмечает двадцатилетний юбилей весь этот год. В ноябре прошла конференция финно-угорских народов при поддержке правительства Ленобласти. «Особо праздновали Йоханнус, в этом году приехали на «Балтийский круг» эстонцы, латыши, литовцы, коми, поляки.

В Международном фестивале в Тарту в июле участвовали Финляндия, Россия, Карелия, Эстония. Весь город три дня наш – фантастическое зрелище. Все дает надежду на то, что еще пару сотен лет просуществуем на этом земном шаре», – заключает рассказ об обществе В. Кокко.

Юбилейный год завершил праздник «До-Петроглифы» в Доме национальностей.

Выступление народного хора «Корпи», богатая выставка исторических и современных фотографий и бережно воспроизведенных старинных кукол и вышивок было не формальным мероприятием, а доброй семейной встречей. Ее цель – возродить культуру детства.

Малочисленные народы достойны защиты, биологический закон равновесия действует и в людском сообществе – один поддерживает другого. «Малым» народам пожелаем жить и развиваться в дружном круге народов.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:



Top