Amnesty International призвала власти Макао отозвать проект нового закона о государственной безопасности, подрывающий основные свободы

Сегодня днём законодательное собрание особого административного района (ОАР) Макао, состоящее из 29 членов, приступило к последнему этапу обсуждения закона о безопасности на уровне комитета. Этому предшествовал 40-дневный период общественных слушаний в октябре и ноябре 2008 года, который Amnesty International охарактеризовала как «необоснованно короткий». Кроме того, 5 января 2009 года законопроект уже получил принципиальное одобрение. Законодательный акт, известный как статья 23 Основного закона, вероятно, вступит в силу уже в феврале. Существуют опасения, что закон может использоваться для лишения свободы лиц, мирно выражающих своё мнение.

В открытом письме главе исполнительной власти ОАР Макао Эдмунду Хо Хаова директор программы Amnesty International по Азиатско-Тихоокеанскому региону Сэм Зарифи призвал отозвать законопроект из законодательного собрания и отсрочить процедуру его утверждения до уточнения неясных формулировок.

«Принятие законопроекта следует отложить до тех пор, пока расплывчатые положения не получат чёткого определения. Жители Макао должны точно знать, что в новом законе подразумевается под преступными действиями, подстрекательством к мятежу и «государственной тайной» до того, как он вступит в силу. Необходимо прямо разрешить мирное осуществление права на свободу выражения мнений и объединений.. В существующем виде закон окажет сковывающее действие на свободу прессы и жёстко ограничит открытую полемику по острым политическим темам», — сказал Сэм Зарифи.

В частности, Amnesty International с особой тревогой отмечает следующее:

* Статья 3 (подрывная деятельность против Центрального народного правительства): предложенная формулировка подрывной деятельности как уголовно наказуемого деяния не содержит определения, чётко классифицирующего «прочие незаконные деяния тяжкого характера». Это значит, что мирным демонстрантам или участникам забастовки могут предъявить обвинения в «попытке свержения Центрального народного правительства» или «ограничения его функций».

* Статья 4 (подстрекательство к мятежу): эта статья также имеет широкую сферу применения и не ограничивает состав преступления однозначно тяжкими правонарушениями, например, насильственными деяниями в отношении лиц или имущества. Формулировки существующего законопроекта допускает использование данной статьи в целях уголовного преследования за мысли, изложенные в книгах, статьях и публичных выступлениях.

* Статья 5 (хищение государственной тайны): существующий законопроект предусматривает меры защиты государственной тайны, применяемые на территории континентальной части Китая. Их отличает огульный, расплывчатый характер и ретроспективное действие. Amnesty International известны многие случаи запугивания, задержания и наказания лиц в рамках этой системы за одно лишь мирное пользование правом на свободу выражения мнения и свободу объединений.

«Китайское правительство уже продемонстрировало, как просто подавить общественную полемику и инакомыслие, оперируя подобными обвинениями. Возможно, что законопроект поставит многих жителей Макао, включая журналистов, исследователей, научных сотрудников и учёных, под угрозу уголовного преследования вне досягаемости общественного контроля», — сказал Сэм Зарифи.

«Кроме того, чтобы определить путь развития основных свобод и идеи «одно государство — два строя», крайне важно решить проблемы, связанные со статьёй 23. Они касаются не только Макао, но и соседнего Гонконга, где власти решили отозвать собственный закон по реализации статьи 23, предложенный ранее. Мы призываем отозвать законопроект и пересмотреть его, позаботившись о том, чтобы он полностью отвечал нормам международного права и стандартам в области прав человека, включая соглашения, налагающие обязательства на Макао».

Справка:

9 февраля Совет ООН по правам человека рассмотрит положение с правами человека в Макао в рамках доклада, представленного Китаем по условиям процедуры универсального периодического обзора. После заседания рабочая группа по периодическому обзору подготовит итоговый отчёт с рекомендациями по улучшению ситуации в сфере прав человека в Макао, Гонконге и Китае.

Соглашения в области прав человека, действующие в отношении ОАР Макао, включают: Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации; Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; а также Конвенцию о правах ребёнка. С полным перечнем многосторонних соглашений можно ознакомиться на сайте властей ОАР: http://www.gov.mo/egi/Portal/s/treaty/rights-of-child/treaty_en.htm#IX (на английском языке).

С представлением Amnesty International властям Макао в ходе общественных слушаний, проходивших в октябре и ноябре 2008 года, можно ознакомиться на сайте: http://www.safp.gov.mo/download/basiclaw23/20081129/PE0066.pdf (на английском языке).


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Киноакадемией США оглашен список номинантов на “Оскар”
  • Несмотря на кризис, доходы сетевых ресторанов и мелких кафе увеличились
  • Нефть значительно подорожала после инаугурации Обамы
  • Кризис заставил якудза встать в очередь за пособием по безработице
  • Представление, не имеющее равных


  • Top