То, что бездоказательно, объективно?

The Epoch Times06.02.2009 Обновлено: 06.09.2021 13:38

Виктор Еленский: К сожалению, нередко экспертиза, которая назначается судами, является, по сути дела, орудием борьбы с религиозными меньшинствами. Фото: Евгений Бруг/NTD


Виктор Еленский: К сожалению, нередко экспертиза, которая назначается судами, является, по сути дела, орудием борьбы с религиозными меньшинствами. Фото: Евгений Бруг/NTD
О бездоказательном решении Первомайского суда г. Краснодара по поводу признания основной книги Фалуньгун «Чжуань Фалунь», а также других материалов, рассказывающих о преследовании последователей Фалуньгун в Китае, экстремистскими, сами последователи этой духовной практики самосовершенствования узнали почти через 4 месяца, случайно обнаружив эту информацию на сайте Министерства юстиции РФ.

Украинский специалист, религиовед Виктор Еленский согласился ответить на вопросы, чтобы помочь нам разобраться в происходящем, в частности, в том, насколько объективно было
вынесено постановление суда.

— Виктор Евгеньевич, скажите, пожалуйста, насколько экспертиза, назначенная тем или иным судом, может быть объективной?

В.Е.: К сожалению, нередко экспертиза, которая назначается судами, является, по сути дела, орудием борьбы с религиозными меньшинствами. Проблема состоит в том, что очень часто люди не воспринимают другие религии, нехарактерные для того или иного региона так, как они воспринимают свою религию. Существует очень много исследований на эту тему, когда человек, зная о том, что те или иные черты принадлежат другой религии, не соглашается их воспринять, в то время как в своей религии он воспринимает их очень легко.

Есть даже такой, я бы даже сказал, хрестоматийный, случай.

Примерно 30 лет тому назад классики, ныне живущие классики социологии и религии, опубликовали статью «The Tnevnock Cult» (The Tnevnock Cult, David G. Bromley, Anson D. Shupe Jr., University of Texas, Arlington; Sociological Analysis 1979, 40, 4:36-366 – прим. ред.), в которой рассказали об ужасном культе, вербующем молодых женщин: их бреют наголо, заставляют отказаться спать на жёстких матрацах, отказаться от семьи, от своего имени, своей идентичности. И, в конечном счёте, заставляют войти в символический брак с уже покойным основателем этого культа.

Когда американские социологи опубликовали эту статью, то они получили целый ворох писем, в которых люди говорили: «Вам следовало бы не описывать этот культ, а просто позвонить в полицию и назвать адрес! Этих людей, которые организовали этот культ, надо арестовать!»

В конечном счёте, в следующем номере журнала эти Бромли и Шуп сказали, что это была мистификация, что «Tnevnoc» — это написанное наоборот слово «convent», которое по-английски значит «женский монастырь», и они просто-напросто описали устав этого монастыря, те нравы, которые существуют там, те обычаи. Если бы они сказали, что описывают обычный католический монастырь, это никогда не вызвало бы такой острой реакции.

К чему я всё это говорю? К тому, что при желании в очень и очень многих текстах многих религий, которые писались тысячу, две тысячи и более лет тому назад, можно, при желании, найти пассажи, которые нетрудно истолковать как разжигание вражды, религиозной ненависти, и так далее и тому подобное. Но чрезвычайно важно, в каком контексте писались эти тексты, как они применяются сегодня верующими той или иной религии. Только при сопоставлении всех этих данных, всех этих установок, только тогда можно сделать сколько-нибудь вменяемые постановления, вменяемую экспертизу того или иного религиозного учения.

— Каким образом должна проводиться беспристрастная экспертиза? На каких положениях базироваться?

В.Е.: Если экспертиза направлена на деятельность той или иной религиозной группы, то следует исследовать тексты, на которых базируется учение той или иной религиозной группы, её деятельность, то есть то, как применяются эти тексты.

При этом ту или иную группу, то или иное учение нужно исследовать непредвзято, естественно, а не с точки зрения христианской, мусульманской, буддистской или какой-нибудь другой религии, что совершенно недопустимо. Потому что если я исповедую, скажем, ислам, то многие вещи в буддизме мне покажутся просто кощунственными. И наоборот, если, скажем, я исповедую христианство, то мне будет казаться, что все, кто вне христианства, могут погибнуть в адском огне.

Поэтому это должна быть беспристрастная экспертиза, которая базируется на совершенно конфессионально-нейтральных положениях и охватывает весь комплекс проблем, принадлежащих той или иной религии.

Например, есть много религиозных групп, которые в нашем традиционном сознании и в Украине, и в России считаются сектами. В то же время эти верующие — сектанты, как их называют, совершенно не являются сектантами даже с социологической точки зрения, потому что они не закрыты, а, наоборот, открыты. Они содержат десятки, если не сотни приютов, лечебниц для алкоголиков, интернатов для сирот и так далее. Какая же это секта? Это никакая не секта. Это люди, открытые миру. Они хотят помочь тем, кто нуждается в их помощи. Поэтому должно быть проведено комплексное исследование.

— Что такое секта? Кого в нашем обществе принято называть сектантами?

В.Е.: В русском и украинском языках слово «секта» является понятием, которое несёт отрицательное значение, в английском — нет. В английском языке это просто «отлом» от некоего учения.

Подразумевается, что секта — это всё то, к чему мы не относимся, это чужие, а сектанты — лицемеры, ханжи, которые наносят вред здоровью, жизни верующих.

К сектам относят все новые религиозные движения, которые появились на Западе и у нас во второй половине XX века. Как можно обо всех этих религиозных движениях говорить, что их последователи ханжи, лицемеры, взяточники, сексуальные насильники?

Может ли среди какого-либо нового религиозного движения, назовём его N, чтобы никого не обижать, быть лицемер или сексуальный насильник? Может. Может среди такого движения быть человек, который нечистоплотен в финансовом отношении? Вполне может. Но для того, чтобы обвинить всю эту религиозную группу, давайте для начала посмотрим, сколько взяточников, проходимцев, финансово нечистоплотных людей приходится на 10 тысяч, скажем, католиков, и сколько на 10 тысяч людей этой группы? Я не думаю, что эта цифра будет выше.

И последнее. Секта – это, как правило, группа людей, объединённых осознанием своей истинности и исключительности, группа, которая отторгает от себя мир. То есть, она не хочет смешиваться с этим миром, она крайне отрицательно относится к этому миру, считая, что мир погряз в грехах и скоро будет уничтожен. Но, повторюсь, среди этих новых религиозных движений существует чрезвычайно много таких, которые, наоборот, открыты миру, которые хотят ему помогать — помогать сиротам и тем, кто требует этой помощи, то есть нести социальное служение.

Поэтому, если мы говорим о сектах, то давайте дадим определение, что такое секта, и посмотрим, подходит ли та или иная религиозная группа под это определение.

— Каким образом можно определить, экстремистской или неэкстремистской является та или иная группа?

В.Е.: По моему мнению, для того, чтобы дать какое-нибудь заключение по поводу того, экстремистской или неэкстремистской является группа, нужно посмотреть на ее деятельность. В России, например, существует закон об экстремизме, то есть, существуют некие критерии, по которым определяют экстремизм группы.

По моему мнению, экстремистской группой является та, которая ради достижения своих целей применяет методы, идёт на шаги, которые могут нанести ущерб здоровью, жизни верующих в своей группе или других людей, и, кроме того, которые покушаются на свободы и права граждан.

То есть, очень легко посмотреть, действительно ли покушается та или иная группа на свободы и права граждан, действительно ли она ограничивает их взаимодействие с миром, какие нормы она применяет по отношению к тем или иным своим членам. В конце концов, существует Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по противоправной деятельности сект. И там прямо сказано, какие критерии должны применяться к группам, которые отделяют себя от мира. Говорится о том, что они не должны задействовать принуждение по отношению к своим членам, что они не имеют права отторгать своих детей от системы образования, обкладывать их какими-то непосильными сборами, требовать от них рабского труда на руководителя, и т.п.

— Некоторые материалы, рассказывающие о преследовании последователей Фалуньгун в Китае, П
ервомайским районным судом в Краснодаре бездоказательно признали экстремистскими. Россия мотивирует, оправдывает свои действия по противозаконному отношению к последователям Фалуньгун 8-й статьёй договора между Россией и Китаем о сотрудничестве, в которой говорится, что «если какая-либо организация будет запрещена на территории одной страны, то она подлежит запрету и на территории другой страны».

В.Е.: Я не юрист и не знаю об этом договоре с Китаем. Но неплохо я знаю Конституцию РФ, которая гарантирует свободу совести каждому. Каждому! Не только гражданам России, но каждому! И насколько конституционным может быть решение запретить деятельность той или иной группы, которая не нарушает законов страны, только на том основании, что эту группу преследуют в другой стране? Тем более, что мы знаем, что в этой стране (в Китае – прим. ред.) права и свободы граждан нарушаются. То есть, другими словами, тут речь идёт о двойных стандартах. В данном случае идёт речь о так называемой политической целесообразности, когда свободы своих граждан ставят в зависимость от отношений с той или иной страной. Это, по-моему, очевидно.

— По вашему мнению, могла бы Украина как-то посодействовать России в том, чтобы права и свободы граждан в ней не нарушались?

В.Е.: Я думаю, что лучший способ, которым Украина может повлиять на нарушение и не нарушение прав и свобод в других странах, в том числе и в России — это демонстрация высоких стандартов свобод у себя. Если в Украине будут соблюдаться последовательно, полно все права и свободы граждан не только в религиозной сфере, которая выглядит довольно прилично, но и в сфере свободы слова, собраний, которая сейчас тоже выглядит прилично, а также в других свободах, то тогда, конечно, Украина станет примером и для России и соседних стран.

*****

Материалы предоставлены корреспондентом NTD

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА