Объем российских воздушных авиаперевозок снизился почти на 20 процентов

The Epoch Times16.02.2009 Обновлено: 06.09.2021 13:38

Финансово-экономический кризис нанес первый чувствительный удар по рынку российских авиаперевозок. В январе 2009 года объемы воздушных пассажироперевозок снизились почти на 20 процентов. При этом, по оценке Министерства транспорта, в текущем году каждая пятая российская авиакомпания может лишиться лицензий на выполнение полетов.

Меньше пассажиров

Согласно данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), российские авиакомпании перевезли в январе 2009 года 2,52 миллиона пассажиров. По сравнению с первым месяцем 2008 года, когда услугами авиаперевозчиков воспользовались 3,12 миллиона человек, этот показатель снизился на 19,2 процента. При этом объем грузоперевозок сократился на 36,1 процента. В общей сложности авиакомпании перевезли в январе 2009 года 35,35 тысячи тонн грузов.

В декабре 2008 года был отмечен рост числа пассажиров, который составил 15 процентов по отношению к аналогичному периоду годом ранее. В январе текущего года показатель снизился на 13,8 процента по сравнению с декабрем. Основной причиной стал финансовый кризис, из-за которого произошло снижение доходов россиян. Дело в том, что большинство пассажиров авиакомпаний составляют туристы, которые еще осенью прошлого года стали покупать меньше путевок. Так, в октябре 2008 года продажи новогодних туров упали на 30-40 процентов.

Кроме того, на объеме пассажироперевозок, считают в ТКП, сказалось и финансовое положение авиакомпаний, которые были вынуждены сократить число чартерных рейсов. Так, по данным Росавиации, в период новогодних праздников с 27 декабря 2008 года по 10 января 2009 года был совершен всего 931 чартерный рейс. Годом ранее этот показатель составил 1730 рейсов.

Дело не в чартерах

Снижение числа чартерных рейсов последнее время отмечается потому, что компании начали объединяться при выкупе мест в самолетах. Теперь они предпочитают выкупать посадочные места в самолетах вскладчину. Таким образом, на одном чартерном рейсе могут лететь пассажиры-клиенты разных российских фирм. По этой причине снижение числа чартерных рейсов лишь косвенно повлияло на снижение пассажиропотока.

Снижение пассажирооборота в январе 2009 года оказалось несколько меньшим, чем объема пассажироперевозок. По сравнению с январем прошлого года этот показатель снизился на 17,2 процента до 6,8 миллиарда пассажирокилометров. Термином пассажирооборот обозначается произведение количества перевезенных пассажиров на расстояние перевозок. Этот показатель позволяет оценить эффективность того или иного транспорта.

Снижение пассажирооборота российских компаний и объемов пассажироперевозок может вынудить производителей авиатехники и комплектующих пересмотреть свои планы развития. Так, президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров 15 февраля 2009 года заявил, что намеченные планы производства гражданских самолетов могут быть пересмотрены.

«Сегодня ситуация очень плохая. Ряд компаний прекратили свое существование, перевозчики уменьшают объемы. Думаю, в первом квартале мы в связи с этим уточним планы производства самолетов», — отметил он, добавив что планы производства самолетов в 2009-2010 годах могут быть снижены. Согласно долгосрочной программе развития ОАК, к 2025 году предполагалось выпускать 260-280 гражданских самолетов ежегодно.

Меньше перевозчиков

Минувший год оказался для российских авиакомпаний настоящим испытанием. Сперва перевозчики столкнулись с ростом цен на авиационное топливо, вызванным увеличением цен на нефть на международном рынке. Осенью произошло обострение глобального финансового кризиса, из-за которого спрос на авиаперевозки начал снижаться. В итоге некоторые компании завершили год с убытками и долгами, а в 2009 году стали разоряться.

Пассажиропотоки

С начала 2008 года отмечался рост числа авиапассажиров. Увеличение этого показателя с января по май составило 23,9 процента, однако с июня тенденция стала обратной. Согласно данным Транспортной клиринговой палаты, за первую половину 2008 года объем пассажироперевозок вырос на 21,9 процента, за 7 месяцев — на 19,1 процента, за 8 месяцев — на 17 процентов, за 9 месяцев — на 15,2 процента, а за 10 месяцев — на 13,8 процента.

Так, по итогам 2008 года в России продолжали работать 175 авиакомпаний. В январе их число уменьшилось на 8 до 167. Сертификаты эксплуатантов, разрешающие авиаперевозчикам осуществлять полеты, были аннулированы у «Интеравиа», «Сатурна», «Омскавиа», «Сибирской авиатранспортной компании», «Дальавиа», «Красноярских авиалиний», «Домодедовских авиалиний» и «Авиапредприятия «ТЕСИС». Но этим дело не кончится.

Согласно прогнозу Министерства транспорта России, в текущем году объем пассажироперевозок сократится на 10 процентов. При этом, по словам министра транспорта Игоря Левитина, около 20 процентов российских авиакомпний могут лишиться права на выполнение полетов из-за долгов перед аэропортами, налоговой службой и поставщиками топлива. По предварительной оценке, по итогам текущего года в России может остаться только 132 авиакомпании.

По словам Левитина, в Росавиации уже составлен «черный» список перевозчиков, за которыми ведомство ведет наблюдение. При этом компании с большой долговой нагрузкой получили письменные предупреждения. Конкретных авиаперевозчиков Левитин не назвал, однако отметил, что среди них есть как и никому не известные перевозчики, так и «те, кто на слуху и давно занимается авиаперевозками».

Трудные времена

Часть авиакомпаний, либо лишившихся лицензий, либо сменивших владельцев, входила в авиаальянс AiRUnion. К концу августа 2008 года компании альянса накопили долги перед поставшиками топлива на сумму более 800 миллионов долларов и не смогли осуществлять свою деятельность. Сейчас на базе авиакомпаний AiRUnion госкорпорация Ростехнологии создает авиакомпанию «Росавиа». Кроме того, в ближайшее время сменить владельца может первый российский дискаунтер Sky Express.

Например, долг калининградского авиаперевозчика «КД Авиа» в середине 2008 года составлял 7,1 миллиарда рублей, после чего он объявил два технических дефолта подряд и перешел под контроль банка «Санкт-Петербург» — крупнейшего кредитора компании. По неподтвержденным данным на конец 2008 года, задолженность четвертой по величине компании страны — ГТК «Россия» — превышала 4 миллиарда рублей.

Авиакомпания S7 (бывшая «Сибирь») вообще оказалась на грани банкротства. Ее совокупная задолженность оценивается почти в 12 миллиардов рублей. При этом в начале февраля 2009 года она допустила технический дефолт, не сумев выкупить облигации на 2,3 миллиарда рублей. Кроме того, в ближайшее время Сбербанк и банк «Уралсиб», крупнейшие кредиторы перевозчика, намерены потребовать у S7 более девяти миллиардов рублей.

Принести небольшое облегчение российским авиакомпаниям может новая формула расчета цены на авиатопливо, которую 16 февраля 2009 года предложила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Согласно формуле, из стоимости тонны российского керосина по индексу агентства Platts будет вычитаться экспортная пошлина и цена фрахта. После этого к цене будет прибавляться 18 процентов НДС, а также дифференциал, зависящий от удаленности нефтеперерабатывающего завода и условий поставок топлива.

По оценке антимонопольщиков, применение формулы поможет снизить стоимость керосина в российских авиаузлах на 30-40 процентов. Однако применение новой системы расчетов цены носит пока только рекомендательный характер. Кроме того, некоторые крупные производители топлива выступили против новой формулы. Так, ТНК-BP, «Сургутнефтегаз» и «Альянс» не согласны с включением в цену экспортной пошлины, а в «Роснефти» уверены, что «формирование цен на авиатопливо должно происходить на организованных биржевых площадках». Так что, если формульный расчет цен и будет введен, то до этого времени доживет не каждый российский авиаперевозчик.

Источник: lenta.ru

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА