Компьютерный спорт: виртуальные победы над реальными соперниками


Компьютерное кунг-фу Шаолиня. Фото: Getty ImagesКомпьютерное кунг-фу Шаолиня. Фото: Getty ImagesЧем дальше идёт прогресс, тем больше возникает новых видов спорта. Причём они становятся всё необычнее и необычнее. Но компьютерный спорт стоит немного особняком от всех ныне признанных обществом или пока добивающихся такого статуса видов. Ещё бы, ведь даже среди сегодняшнего многообразия спортивного мира не так много найдётся похожего на соревнования в дрессировке компьютерной мыши в её беге по маленькому коврику.

Среди прочего компьютерным спортом называют командные соревнования в какой-нибудь популярной военной «игрушке», когда две команды, управляя своими персонажами, ведут друг с другом военные действия с использованием любого ручного оружия на ограниченной виртуальной территории. Можно ли вообще назвать это спортом? Почему бы и нет – ведь тут развивается не только быстрота реакции приклеенной скотчем к мышке руки, но и владение необходимыми навыками тактики и стратегии игры.

Сейчас со всё большей и большей интернетизацией нашей страны, особенно в школах и вузах, виртуальный спорт будет только увеличивать свою популярность, тем более, что по некоторым параметрам он чуть ли не самый демократичный. В нём не имеют значения ни физические данные спортсмена, ни его здоровье. В соревнованиях инвалид имеет одинаковые шансы на победу со своими вполне здоровыми соперниками.

Чем ещё привлекателен компьютерный спорт? Какие у него плюсы и минусы? Прежде всего, посмотрим, чем вообще привлекательны компьютерные игры онлайн. В них имеются два фактора. Назовём их Обман и Внимание.

Начнём с обмана. Кто обманывает? Игрок. Кого? Свой мозг. Странно, но сознание действительно вполне способно обмануть командный центр своего тела. Это как в том эксперименте, когда человек прячет свою руку под стол, и перед ним кладут резиновый муляж руки, а потом бьют по нему ножом. И человек чувствует боль в руке в том месте, куда ударили ножом.

Так и в игре, когда он выигрывает очки, виртуальное золото или побеждает в поединке, то, если конечно он погружён в игру, получает такие же эмоции, как и от, пусть меньшего, но реального выигрыша в реальном мире (конечно, насколько реальны наши приобретения и потери в этом мире, мы можем судить только по тем чувствам, которые они у нас вызывают, так что разница невелика).

Второй фактор – внимание. В одной игре я столкнулся с персонажами, которых забросили их создатели (игра не предусматривала возможность их уничтожения). Так вот, они производили впечатление людей, застывших на одном месте, в судьбе которых ничего не происходит, кроме тех случаев, когда на них обращают внимание персонажи, ведомые своими создателями.

С другой стороны, чем больше внимания своему персонажу уделяет игрок, тем более насыщенной и сильной жизнью он живёт. Конечно, степень внимания игрока прямо зависит от степени его самообмана, то есть насколько он себя отождествляет с персонажем.

Не правда ли, очень похоже на человеческие судьбы? Одних тянет вперёд по жизненному пути мощная сила, а другие предоставлены сами себе и кружатся на месте. Впрочем, мы отвлеклись. Всё вышесказанное равно справедливо и для простых игр, но в режиме online, когда твои противники не бездумные программы, а реальные люди, испытываемые при этом ощущения на порядок выше.

А теперь представьте себе команду игроков, которые не просто вместе играют против других команд, но в промежутках ещё и вместе тренируются, оттачивая своё мастерство и согласованность действий. Это ли не спорт? А что до того, что все соревнования проводятся без утраты контакта со своим креслом, то у нас есть олимпийские виды спорта, о которых можно сказать то же самое. Шахматы, например, которые, кстати, на своём высшем уровне уже наполовину перешли в зону искусственного интеллекта. То есть одним из игроков является компьютер, причём наши чемпионы ему проигрывают.

Но вернёмся к компьютерному спорту. Если его достоинством можно назвать спортивную демократичность, и вполне возможно, в недалёком будущем – общедоступность, то главным отрицательным его свойством является развитие Интернет-зависимости.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Фотообзор: Футбол. Кубок УЕФА
  • Притяжение к неизведанному
  • Фотообзор. Дубль Аршавина принес "Арсеналу" победу в матче чемпионата Англии
  • Полулегальный спорт
  • Фотообзор: Роналдо забил за новый клуб во втором матче подряд


  • Top