Петропавловскую крепость взяли на мечи
Погода в последнее воскресенье мая, предшествующее Дню рождения города в Петербурге, выдалась по настоящему петербургской. Пасмурно – солнечно – дождливо – ветрено. Но короткий дождь, вкупе с довольно- таки сильным ветром, не помешал празднованию Дня фехтовальщика в Петропавловской крепости. Мы, журналисты и зрители, накинули капюшоны, а выступающие перед нами пираты и рыцари, на него как им и полагается, вообще не обратили внимания.
Этот праздник клинков был пятым, а традиция его проведения обязана инициативе Санкт-Петербургского Фехтовального Клуба, отпраздновавшего таким образом, пять лет назад 290-летие официального введения в Петербурге классического фехтования как учебной дисциплины. В празднике приняли участие клубы спортивного, исторического, сценического и артистического фехтования. В основном было представлено искусство владение европейским холодным оружием – мечи, шпаги, сабли, рапиры, но были и представители японского Кен-до и айкидо.
После окончания театрализованного представления, надо сказать с великолепными костюмами представители нескольких школ согласились ответить на несколько вопросов.
Алексей. Одет в свободную, не стесняющую движений серую одежду. В руках – мягкая, для тренировочных боёв, дубинка.
— Как называется ваш стиль фехтования?
— Боевое фехтование на палках.
— Только на палках?
— Нет, ещё на ножах. Мы стараемся использовать только то оружие, которое применяют в современном мире.
— Сколько вы занимаетесь?
— Года два.
— А название вашей школы?
— Мы, — пожимает плечами, — просто клуб по интересам.
Удивительно, но как выяснилось, у этой школы не было не только официального названия, но и руководителя. Действительно, люди собираются вместе для изучения палочного и ножевого боя просто как в клуб по интересам.
Виталий — представитель клуба европейского исторического фехтования «Парад-Рипост». Белая рубашка с широкими рукавами, красный платок на голове, ботфорты. В общем, если вы помните классический костюм положительного героя из Пиратов Карибского моря, то это оно. В руках сабля.
— Вы занимаетесь историческим фехтованием, а какой период истории вы охватываете?
— С конца XV и до начала ХХ века.
— То есть с момента исчезновения рыцарских лат?
— Да, с момента, когда рыцарский меч стал превращаться в тяжёлую шпагу.
— Скажите, историческое фехтование имеет какое-нибудь отношение к реконструкции давних сражений?
— Нет, мы не реконструкторы, они следят чтобы каждая пуговица на одежде соответствовала историческому образцу, а мы занимаемся только фехтованием.
— Сколько вы занимаетесь?
— Примерно 4 года.
— А сколько, на ваш взгляд, нужно времени, чтобы освоить историческое фехтование?
— Могу только сказать, что всё зависит от индивидуального подхода.
Василий — представитель Рыцарского клуба. Чёрная рубашка, шпага. И надо сказать, что историческая шпага очень сильно отличается от своего спортивного аналога. И дело даже не в форме клинка, по которому в спорте шпагу от рапиры не отличишь, а в фигурно выполненной гарде. Красивое переплетение металлических кружев, оказывается в высшей степени функционально, позволяя на порядок увеличить количество способов удержания фехтовальщиком своего клинка.
— Сколько вы занимаетесь в Рыцарском клубе?
— Год, но до этого у меня был ещё полуторагодовой фехтовальный опыт.
— Какой исторический период вы охватываете?
— XVI – XVII века. Мы используем позднеевропейское оружие.
— Что вы можете сказать о клубе?
— Главное, что можно сказать, это то что он настоящая школа. В нём есть базовый курс, в котором изучают стойки, шаги, удары, блоки со шпагой, саблей, полуторным мечом. А после его прохождения человек может выбрать свой вид оружия, на котором он будет специализироваться.
— Полуторный меч, что это?
— Это, — смеётся, — меч для полутора рук. Длинный двуручный меч лезвие, у рукояти которого не заточено и может использоваться для хвата рукой, когда меч держат, как копьё. Эти мечи использовались для обрубания копий. Когда сходились две армии с выставленными друг против друга копьями, та сторона, у которой были такие мечники, выпускала их вперёд, они обрубали вражеские копья и соответственно те, у кого копья оставались, получали преимущество. Но среди таких мечников была очень высокая смертность. А кроме обрубания копий они ещё служили в охране лейтенантов.
— Если человек захочет заниматься историческим фехтованием, то ему нужно будет приобрести собственное оружие? Как у вас это происходит?
— Да, конечно, хотя в клубе много оружия для тренировок, но для серьёзной работы, и мы это всем новичкам говорим, нужно приобрести собственное. Да и когда дома есть свой меч, это очень стимулирует, да и привыкнуть к нему, к его балансу гораздо проще. Оружие покупается в специализированных магазинах.
— Сколько это примерно стоит?
— Текстолитовое оружие от 1500 до 3000 рублей, железное подороже, примерно в два раза, но зато с ним и ничего случится не может. Железо есть железо.
— Понятно. А что вы можете сказать об основных отличиях исторического фехтования от спорта?
— У нас нет такого абсурда, как скажем, чтобы в спорте мне засчитали нанесённый укол, я должен получить «право на атаку» — сделать шаг вперёд. Но в жизни-то я могу уколоть противника и при отступлении! Поэтому я считаю, что историческое фехтование более жизненно, чем спорт. И если мне придётся что-то из освоенной мной техники применить в реальной жизни, мне не будут мешать многочисленные спортивные стереотипы.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать