Последняя воля бывшего китайского лидера-реформатора

The Epoch Times02.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:24

Четыре года спустя после смерти Чжао Цзыяна, реформатора и бывшего генерального секретаря коммунистической партии Китая, его личный секретарь Бао Тун сумел опубликовать его воспоминания «Узник государства», и сделано это было до 20-й годовщины бойни на Тяньаньмэнь, которую Чжао Цзян хотел предотвратить. За это ему пришлось расплатиться пожизненным домашним арестом.

Во время беседы с «Великой Эпохой» г-н Бао подтвердил подлинность этой книги, которая составлена на основе звукозаписи разговоров с Чжао Цзыяном во время долгих лет его домашнего ареста. «Я подтверждаю, что это его голос», — заявил Бао, подчеркнув, что «публикация книги состоялась под моим прямым наблюдением».

Бао объяснил решение в первую очередь опубликовать английскую версию книги. «Это решение принято из-за ситуации в Китае. Если сначала издать китайскую версию, она будет подвергнута цензуре (со стороны компартии). А если сначала выйдет английская версия, и она будет признана международным сообществом, сохранение китайского оригинала не будет проблемой».

Книга состоит из двух частей: первая — исследование экономических реформ в Китае и вторая — версия Чжао об истории кровопролития на Тяньаньмэнь, во время которой он был исключен из группы коммунистических лидеров за то, что защищал студентов.

По мнению г-на Бао, самая важная часть книги — это взгляд Чжао на экономические реформы, проведенные в Китае коммунистическим режимом. «Если ставить целью долгосрочную стабильность в Китае, необходима парламентарная демократия… без этого коррупция будет подтачивать рыночную экономику», — цитирует он.

Размышления об истинной модернизации

В этой книге Чжао Цзыян с одобрением отзывается о западной парламентарной демократии, которую он рассматривал как истинную демократию, несмотря на ее недостатки. С его точки зрения, на сегодня не создано лучшей системы.

«Будучи членом компартии в возрасте старше 70 лет, после долгих лет анализа, Чжао решил, что Китай должен перенять западную парламентарную демократию. Я думаю, что это самый важный вывод», — говорит Бао Тун.

Таким образом, Китай сделал пожизненным узником единственного высокопоставленного политика, который выступал за реформы. «Чжао Цзыян в своем завещании выразил желание, чтобы книга была опубликована», — говорит его секретарь. — Я думаю, что он написал ее в 1993 г., а в 2000 г. сделал звукозапись. В 1992 г. он уже обращался с просьбой к моей жене передать мне сообщение, однако я в то время находился в тюрьме, осужденный на семь лет.

В результате, публикация книги осложнялась тем фактом, что Бао Тун с момента своего освобождения в 1996 г. находился под постоянным наблюдением. В это время Чжао Цзыян подбадривал Бао Туна, говоря ему, чтобы он воспользовался временем, проведенным в тюрьме для того, чтобы хорошо отдохнуть, чтобы затем после этого оказать помощь в издании книги. В то время Чжао хотел, чтобы книга была издана под названием «10 лет в Пекине».

Бао Тун получил доступ к записям Чжао Цзыяна лишь после его смерти. «Я получил их между 2007 г. и 2008 г., в тот момент я думал о том, чтобы издать книгу как можно скорее».

По его словам, тот факт, что книга была опубликована перед 20-й годовщиной бойни на площади Тяньаньмэнь — это совпадение, однако совпадение символическое.

Версия на французском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА