Композитор Медхи Хоссейни: древнеперсидская музыка в России

The Epoch Times22.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:29
Фреска: музыкальный концерт 17-го века. Фото: Mehdi Hosseini
Фреска: музыкальный концерт 17-го века. Фото: Mehdi Hosseini
Музыка, переносящая вас в засушливый Иран, приоткрывающая занавес над миром древней Персии, которая способна максимально расширить ваш кругозор — так была озвучена цель нового «Концерта для белуджи» композитора Медхи Хоссейни.

Ассоциация современной музыки при объединении композиторов Санкт-Петербурга представила «Концерт для белуджи», сочиненный Мехди Хоссейни, композитором из Ирана. Композиция исполняется на шести инструментах: лютне, контр-фагот, ксилофон, рог, скрипка и виолончель.

Премьера концерта, вдохновленного персидской народной музыкой, прошла 11 июня в Санкт-Петербурге. Она была призвана открыть сердца слушателей и «создать открытую атмосферу для межкультурного понимания». Музыканты отбиралась из числа солистов государственной консерватории Санкт-Петербурга и филармонического оркестра Санкт-Петербурга.

«Мою композицию выбрал для программы Георгий Фиртич, директор петербургской Ассоциации современной музыки. С помощью этого выступления он надеялся укрепить межкультурное понимание», — рассказал «Великой Эпохе» композитор Мехди Хоссейни.

О белуджи и иранском фольклоре

В специальном онлайн-интервью композитор Мехди Хоссейни объяснил, что «белуджи» — это название этнической группы в Персии, которая населяет юго-западную Азию. Он говорят на своем собственном белуджском языке. Источником материала для композиции послужили народные песни двух наиболее засушливых провинций Ирана — Систан и Белуджистан. Мехди Хоссейни начал свою работу над композицией о белуджи с изучения материалов о бывшем исполнителе на дунали (донели) Шир Мухаммеде Шпандаре из Белуджистана.

Дунали — это разновидность флейты, которая обычно используется в качестве соло-инструмента. Говорят, что некоторые люди впадают в состояние транса от звука этого экзотического инструмента. Под такую особую аранжировку Шпандар сочинил множество магамов: «Лику», «Дельгани», «Зулялаль-гуяти» и другие известные в регионе мелодии.

Магам (также пишется как «мугхам» или «мугхам») представляет собой одноголосную музыкальную композицию, похожую на индийскую рагу и имеющую глубокие корни в музыкальной традиции Персии. Она не ограничивается лишь Ираном, а широко распространена на Ближнем Востоке.

«Я начал работать над этим концертом в феврале этого года, и закончил его за три недели до представления, — говорит Мехди. — Таким образом, в целом я работал над ним четыре месяца. Но я должен сказать, что мне потребовалось столько времени потому, что я параллельно работал над двумя другими проектами».

Наиболее широко распространенное представление о персидской музыке состоит в том, что в ее основе лежит одноголосная система. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что это не совсем так. Персидская народная музыка, почти как все другие разновидности фольклорной музыки основана на нерегулярных музыкальных интервалах. У многих людей это порождает впечатление, что инструменты при исполнении азиатской, индийской, а также и китайской музыки «разлажены».

В своих произведениях Мехд Хоссейни стремится исследовать смешение традиционной восточной музыки и нового современного музыкального языка. Он считает, что одноголосную систему можно воспринимать как экспериментальную разновидность композиции, которая способна позволить народной музыке показать себя в новом свете.

«Когда я сочиняю музыку, моя задача состоит в том, чтобы найти инструменты, которые смогли бы передать аутентичную систему полутонов, а не просто произвести «эффект». Для меня инструмент — это как цвет, в своих поисках я нуждаюсь во всевозможных цветах», — отметил он. — «В своих композициях я использую обширный спектр инструментов, которые я, как правило, объединяю не в классических аранжировках. Я писал музыку для струнного квартета, для которого также сочинял Гайдн, для секстета, включающего альт, лютню и контр-фаготт. Обычно эти инструменты используются в произведениях, исполняемых очень большим оркестром».

«Персидская музыка подобна персидскому ковру: имеет фиксированную форму, структуру и очень сложна. И именно поэтому она остается незнакомой для большинства людей на Западе», — считает Хоссейни.

От Ирана до России

До того, как приехать в Россию, Хоссейни уже успел поработать композитором для иранского государственного телевидения и других телеобъединений в Тегеране. Чтобы расширить свой опыт, 30-летний композитор поступил в консерваторию в Санкт-Петербурге. Он оказался очень доволен своим обучением и постарался наладить хороший контакт со своими преподавателями.

Он также познакомился со многими зарубежными музыкантами, некоторые из которых приезжали учиться в консерватории Санкт-Петербурга, другие — давать концерты. Таким образом, Мехди удалось завязать дружбу со многими опытными иностранными музыкантами. Культурная жизнь в Санкт-Петербурге богата на концерты, большое количество из которых дается талантливыми музыкантами.

«Тем не менее, я должен сказать относительно границ моего музыкального стиля, что я постоянно экспериментировал, старался оставаться собой и не перенимать стиль ни у русских, ни у какого-либо другого народа. Моя основа большей частью находится в восточной культуре, понимании ее реалий, которые моя музыка стремится передать», — говорит он. — «Ответственность композиторов состоит в том, чтобы стремиться к высшим человеческим идеалам»

Хоссейни делает вывод, что роль и ответственность композитора и искусства в целом состоит в реализации высоких человеческих ценностей. Это и есть главная роль искусства. «Не искусство создает мораль. В действительности все происходит как раз наоборот — лишь, когда люди придерживаются возвышенных моральных норм, они в состоянии создавать искусство, наполненное добрыми вещами и праведными мыслями», — уверен он. — «Люди всех национальностей, какой бы философской или религиозной системы взглядов они не придерживались, ни должны забывать, что все эти школы мыслителей являются ни чем иным как путем к высоким нравственным идеалам. Это нормы, которые поддерживают мораль, тропа, которая ведет человечество к духовному наполнению. Композитор не является исключением из этой истины».

Иранский композитор Мехди Хоссейни родился в Тегеране в 1979 г., он несколько лет жил, учился и работал в Санкт-Петербурге. Его музыка представляет собой сочетание современных композиций с древними музыкальными персидскими традициями, которое находит свое проявление в его симфониях, концертах и квартетах. Более подробная информация о Мехди Хоссейни на сайте https://mehdihosseini.net/.

Версия на немецком

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА