Японско-корейские отношения напряжены

The Epoch Times01.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:24
Напряженные отношения... Студенты университета Южной Кореи приехали посмотреть оспариваемые скалистые острова в Японском море, известные как Такешима в Японии и Докдо в Южной Корее в июле 2008 года. Фото: KIM JAE-HWAN /AFP /Getty Images
Напряженные отношения… Студенты университета Южной Кореи приехали посмотреть оспариваемые скалистые острова в Японском море, известные как Такешима в Японии и Докдо в Южной Корее в июле 2008 года. Фото: KIM JAE-HWAN /AFP /Getty Images
Япония и Южная Корея — союзники. Это означает, что они не могут вести военные действия друг с другом. Несмотря на длинную историю конфликта — включая колонизацию Японией Кореи в первой половине 20 века — этим двум странам пришлось помириться, вступив в антикоммунистический альянс с Соединенными Штатами. В период Холодной войны обе страны должны были подавить их взаимный антагонизм.

Это неприятие — результат недостаточных извинений Японии, недостаточной благодарности Кореи за экономическое содействие — нашло выражение в другой форме. Самый ярко выраженный объект этих замещенных чувств — оспариваемые острова, которые называются Докдо корейцами и Такешима японцами. Расположенные в водах между двумя странами, эти две скалы очень маленькие, занимают всего 56 акр. Они не содержат ничего особенного с точки зрения ценных полезных ископаемых. Там невозможно жить, хотя одна южнокорейская пара живет там и получает еду и товары с кораблей, которые привозят сюда тысячи южно-корейских туристов. Южная Корея занимает эти острова десятки лет, но Япония все еще претендует на них.

Эти страны развязали виртуальную войну за эту территорию. Они сражались друг с другом за морские границы, обозначения на карте, почтовые марки, описания в учебниках. Активисты с обеих сторон провели компьютерные атаки на сайты друг друга. В 2004 году возник более серьезный конфликт, когда правительство Японии остановило четырех националистов на полпути к их военно-морской миссии поставить японский флаг на этих островах.

Соединенные Штаты сыграли отрицательную роль, подняв бурю в стакане. Хотя корейцы заявляют, что эти острова принадлежат им несколько веков, Япония точно присоединила себе Докдо/Такешима, когда колонизировала Корею в 1910 году. Но точно не ясно, вернулись ли острова Корее после Второй мировой войны. В Сан-Францисском договоре (Мирный договор с Японией; заключен 8 сентября 1951 в ходе Сан-Францисской конференции), который уточнил расположение японской территории после Второй мировой войны, США не включили четко Докдо как один из множества островов, возвращенных Японией Корее.

Это отсутствие четкости, как японский историк КимиХара, убедительно показывает, было намеренным. Острова были включены в ранние записи как определенно корейские. Но затем началась корейская война. Последняя версия соглашения в 1951 году не включила остров Докдо/Такешима. Опасения США за то, что Северная Корея присоединит себе полуостров силой, и возымеет контроль над стратегически важными островами, продиктовали изменения в изложении. Без сомнений на это решение повлиял и тот факт, что США уже использовали эти острова в качестве военных действий — бомбометания. Несмотря на то, что эта неясность стала невыносимой для будущих поколений дипломатов и историков, в то время она оказала свою услугу. США создали определенную гибкость в удержании контроля над этой ключевой местностью.

Острова так важны не из-за права на рыболовство или перспективу нефтедобычи, или расположения около берегов. Страсти кипят, скорее всего, из-за важности суверенитета и искажения их значения геополитикой 20 века. Разделение корейского полуострова, Мирная конституция Японии, военное присутствие США в Южной Корее и Японии: страны так и не восстановили полного контроля. Усилия, посвященные возвращению Докдо/Такешима, выражают подчеркнутое желание управлять неуменьшенным суверенитетом в целом. В Северной Корее, конечно, это желание выражается иначе: запуск ракет, проведение ядерных испытаний, захват журналистов, которые нарушают границы, развитие управляющей идеологии самообеспеченности.

Как Южная Корея, так и Япония начинают разрабатывать свою собственную философию невмешательства. Япония ходит по краю своей мирной Конституции: приобретая новое, сложное оборудование, вовлекаясь в заграничные миссии против пиратов, трансформируя свою военную доктрину от защитной к нападающей. Южная Корея тратит гораздо больше денег на военное дело понимая, что США не всегда будут иметь войска, корабли и воздушные средства наготове. Эти тенденции укрепляют споры относительно Докдо/Такешима и делают их более опасными.

Конечно, можно представить, что Южная Корея и Япония разрабатывают некоторую форму двухстороннего компромисса: Япония уступает свои претензии на Докдо, если Южная Корея подавляет свою оппозицию на обозначение Японского моря. Обе страны могли бы выработать морские границы и совместно исследовать область на нефть и газ.

Но такая двухсторонняя сделка не ослпбит структуры Холодной войны в Северо-восточной Азии. Южная Корея обеспокоена относительно новой международной политики Японии. Япония же беспокоится относительно военных расходов Китая. Все беспокоятся относительно ядерной программы Северной Кореи. А военное присутствие США все еще встречает значительное сопротивление в некоторых частях этого региона. Докдо/Такешима — часть большой группы забот о безопасности.

Разрешение вопроса островов потребует всестороннего договора, который обращается к следам Холодной войны в этом регионе. Европа — вместе с Советским Союзом и Соединенными Штатами — могла разрешить свои финальные территориальные вопросы Второй мировой войны, благодаря соглашению, которое установило мир в регионе и структуры безопасности (Конференция по безопасности и содействию в Европе). Вопрос Докдо/Такешима нуждается в схожей структуре разрешения в Азии. В конце концов, конфликты между Южной Кореей и Японией не будут разрешены, пока не появится структура, которая бы разрешала продолжающееся решение вопросов безопасности и продолжающуюся напряженную гонку вооружений в регионе.

Пока нет такой региональной структуры, отношения между Южной Кореей и Японией будут напряженными.

Джон Феффер — содиректор Международной политики в центре внимания. Замечание редактора: Эта статья вначале появилась в Азиатских хрониках 03.07.2009 г. (www.fpif.org).

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА