Врач и пациент: история отношений

The Epoch Times09.09.2009 Обновлено: 06.09.2021 13:40
Медицинские работники Манилы дают клятву. Фото: JUNIE DOCTOR/AFP/Getty Images
Медицинские работники Манилы дают клятву. Фото: JUNIE DOCTOR/AFP/Getty Images
В последнее время в обществе все чаще стали возникать острые проблемы, связанные с вопросами отношений между врачом и пациентом, а также с медицинской этикой. В результате чего у законодательных органов появилось много работы. Они постоянно совершенствуют правовую базу, чтобы достичь стабильности и большей эффективности в этом вопросе. Однако в этом ли находится ключ к решению проблем? Возможно, лучше понять этическую сторону взаимоотношений врача и пациента мы сможем, изучив исторический опыт этого вопроса.

На протяжении тысячелетий вопрос правильных отношений врача и пациента всегда оставался весьма важным. Свидетельства этого можно встретить в древних трудах и высказываниях знаменитых врачей, основоположников медицины.

Клятва Гиппократа

Гиппократ, живший в Элладе две с половиной тысячи лет тому назад, написал дошедшие до нашего времени сочинения «О враче», «О благоприличном поведении». Многие, вероятно, также слышали про «Клятву Гиппократа»:

1. Клянусь врачом Аполлоном, Асклепием [его сыном], Гигиеей и Панацеей [его внучками], а также всеми богами и богинями, делая их свидетелями, исполнять по силам и разумению моему данную клятву и письменное обязательство. Считать научившего меня этому искусству равным моим родителям, делиться с ним средствами и при необходимости помогать ему в нуждах, потомство его принимать как братьев и, по их желанию, учить их этому искусству, безвозмездно и без договора; наставления, устные уроки и все прочее в учении сообщать моим сыновьям, сыновьям моего учителя и ученикам, связанным обязательством и принесшим клятву по закону врачебному, но никому другому.

2. Я направлю режим больных им на пользу, сообразно моим силам и разумению, воздерживаясь от причинения какого-либо вреда или несправедливости.

3. Я не дам никому просимого смертельного средства и не укажу пути к такой цели, равно как и ни одной женщине не вручу абортивного пессария.

4. Чисто и свято я буду проводить свою жизнь и свое искусство.

5. Я не буду производить камнесечения, предоставив это людям, занимающимся таковым [т.е. хирургам].

6. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больных, будучи далек от всего умышленно неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, как свободными, так и рабами.

7. Что бы при лечении, а также и вне лечения я ни увидел или ни услышал о жизни людей такого, чего не следует болтать, о том я умолчу, считая все это постыдным для разглашения.

8. Мне, исполняющему и не нарушающему клятву, да будет счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.»

Клятва древних врачей наглядно демонстрирует, какими высокими моральными принципами руководствовались эскулапы Эллады. Их скорее можно принять за наставления ко всему жизненному пути человека, сравнив с принципами, описанными в религиях. В III веке до нашей эры в сочинении индийского народного эпоса «Аюрведа» («Книга жизни») также нашли отражение эти вопросы.

Величайшая основа лекарства — любовь

Абу Али Ибн Сина (Авиценна), знаменитый древний врач считал, что в процессе лечения участвуют трое: больной, врач и болезнь. Таким образом, если пациент выбирает сторону врача, то, по его словам, возникает превосходство и болезнь будет побеждена. Выходит, большое значение в излечении от недуга должно уделяться доверию пациента к врачу, основанное на абсолютной вере в желание врача помочь, в его высокий профессионализм и опыт.

Врач Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхейм (1493-1541), более известный как Парацельс внес большой вклад в развитие врачебной этики. Парацельс настаивал на том, что «врач должен денно и нощно думать о своем больном»; «врач не смеет быть лицемером, мучителем, лжецом, легкомысленным, но должен быть праведным человеком»; «сила врача — в его сердце, работа его должна руководится Богом и освещаться естественным светом и опытностью»; «величайшая основа лекарства — любовь». Парацельс придавал большое значение высокой нравственности человека, оказывающего помощь страдающему.

Ф. П. Гааз, замечательный московский врач прошлого говорил, что медицина — царица наук, ибо здоровье необходимо для всего великого и прекрасного на свете. Гааз отметил необходимость внимать нуждам людей, заботится о них, не боятся труда, помогая им советом и делом. И недаром на его могиле высечены слова, которые он любил повторять при жизни: «Спешите делать добро».

Почему же вопросы нравственности и морали принимали такое большое значение в прошлые века? Вероятно, потому, что они оказывают непосредственное значение на выздоровление больного, то есть на вопросы жизни и смерти человека. К сожалению, в современном обществе морально-этическим отношениям врача и пациента уделяется слишком малое значение. Зачастую они воспринимаются как, нечто, не имеющее прямого отношения к медицине. Либо внимание к ним вызвано необходимостью нести какие-то виды ответственности согласно административно-правовым руководящим документам. Такое отношение приводит к тому, что перспектива оказаться в больнице вызывает у людей множество негативных эмоций и неприятных ожиданий. А с таким психологическим состоянием даже новейшие препараты не покажут высокой эффективности. Конечно, подобная ситуация также является отражением более глубоких социальных проблем затрагивающих межличностные отношения различных уровней.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА