Выставка «Пиранези и пиранезианство» начнет свою работу в ноябре в Санкт-Петербурге

The Epoch Times17.08.2017 Обновлено: 06.09.2021 14:28
Фото предоставлено пресс-службой ГМИ СПб
Фото предоставлено пресс-службой ГМИ СПб
19 ноября 2009 года в особняке Румянцева (Английская наб., 44) открывается выставка «Пиранези и пиранезианство». На выставке будет представлена коллекция гравюр Джованни Баттиста Пиранези из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга — архитектурные виды Рима, Помпей, Падуи, знаменитых памятников античности, эпохи Возрождения и барокко. Рядом с работами Пиранези будут демонстрироваться работы архитекторов и художников, вдохновлявшихся произведениями прославленного итальянского мастера, информирует редакцию «Великой Эпохи»

пресс-служба ГМИ СПб.

Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778) – известный итальянский архитектор, художник, мастер офорта. Родился в городке Мольяно близ Местре. Учился искусству гравирования у Джузеппе Вази и Францеско Поланцани в Риме (1740-1742) и Джованни-Баттисто Тьеполо в Венеции (1743-1747). В 1747 году открыл собственную мастерскую на улице Корсо в Риме.

Известность Пиранези принесли серии гравюр «Гротески» (1745) и запечатлевшие на бумаге не существующие в реальности, «фантастические» архитектурные сооружения «Фантазии на темы темниц» (1747). С конца 1740-х годов и на протяжении всей своей жизни художник работал над сюитой гравюр «Виды Рима».

Она выдержала множество переизданий как при жизни Пиранези, так и после его смерти; и принесла европейскую славу своему создателю. Альбомы с гравюрами Пиранези, ставшие предметом коллекционирования, можно было купить во всех крупных городах Европы и даже в России. Выполненные на высоком художественном уровне работы итальянского мастера, запечатлевшие великолепные образцы античной архитектуры, оказали значительное влияние на развитие классического стиля, как в искусстве Европы, так и в русском искусстве.

Во многом именно под влиянием Пиранези развивалась русская архитектурная графика и, в частности, появился такой ее вид, как гравированные альбомы архитекторов. Причем влияние творчества Пиранези в России далеко не ограничилось ХIX веком. Виды римских руин, фантастические архитектурные пейзажи – два главных жанра, прославивших имя мастера — нашли отражение и в искусстве русского неоклассицизма в ХХ столетии.

В коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга хранится более 200 гравюр Пиранези. На выставке в особняке Румянцева представлено около 60 офортов Пиранези из серии «Виды Рима». Рядом с произведениями итальянского мастера можно увидеть графические листы художников и зодчих XVIII – начала XIX веков. Античные римские развалины, запечатленные Пиранези, перекликаются на выставке с руинами в парках Царского села, Павловска, Полюстрово, изображенными Д. Кваренги, О. Монферраном, В.П. Лангером и др. Представленные в экспозиции римские виды художников Ф. Кайзерманна, Л. Риччьярделли, Л. Россини, Д. Пронти также несут на себе печать влияния прославленного мастера.

Особенно сильным было воздействие творчества Пиранези на петербургскую-ленинградскую архитектуру. Убедиться в этом позволят видовые графические серии М. В. Добужинского, П. А. Шилинговского, Е. С. Кругликовой, запечатлевшие архитектурные памятники Петербурга, и проекты ленинградских архитекторов 1920-1930-х годов Н. А. Троцкого, А. И. Гегелло, И. Г. Лангбарда, В.Н.Талепоровского и др.

Объединение всех этих произведений в одном выставочном пространстве позволяет проследить европейские истоки таких ярких явлений в отечественной культуре, как станковая графика первых революционных лет и архитектурная графика 1920-х – начала 1930-х годов, и с уверенностью говорить о существовании в русской и, в частности, петербургской культуре такого явления как «пиранезанство».

К выставке музеем издан каталог «Гравюры Джованни-Баттиста и Франческо Пиранези», в котором впервые опубликовано музейное собрание гравюр отца и сына Пиранези.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА