Свадебные традиции деревни Валговицы Кингисеппского района


В свадебных обрядах видно некоторое иноземное влияние. Вероятно сказалась территориальная близость финнов и ижор.
В отличие от других регионов, здесь молодые люди чаще всего сходились сами, а родители и родственники узнавали об этом тогда, когда у молодых все уже было решено.
Молодой человек, желающий жениться, после объяснения с девушкой, объявляет о том родителям, а те просят крестного отца или мать сына быть сватами. Те, пришедши в дом невесты, заводят речь о продаже телки или овцы. Постепенно уясняется предмет договора и на поставленный прямо вопрос «Согласны ли отдать свою дочь за такого-то?» дается ответ, что надобно спросить саму девушку. Девушка соглашается. Начинается рукобитие, и после условий о сумме, какую жених должен выдать родителям невесты на подарки, следует угощение, а молодежь, узнав о просватанной, идет по деревне с музыкой и ударами в заслонки провозглашает о сватовстве.
Невеста посылает жениху через сватов платок – знак закрепления сватовства. Потом родители жениха приезжают к родителям невесты. И происходит обряд «Курят табак». Родители жениха привозят курительный и нюхательный табак. Собираются гости. Выставляется угощение.
Отец и мать жениха сидят в переднем углу. Входит невеста и одаривает будущего свекра и свекровь, а также отсутствующих родственников жениха. Подарки надеваются тут же. Посиделки оканчиваются плачем и причитанием невесты. Вот несколько примеров причитаний отцу:
Ты скажи-ка мне, родной батюшка, Уж и что-ж это за гости понаехали? Уж и знать-то ты продал меня, Что за чару-ли зелена вина Что прокурил ли ты мою волюшку. Дайка я пойду спрошу у матушки, Уж и какие это гости поназваны? Недорогие-то гостюшки, А лихие лиходеюшки… Сама знаю, сама ведаю Что про мою буйну головушку…
Так причитает девушка, если идет замуж неохотно. Если по своей воле, то причитает:
Потопила я свою волюшку За винную чарочку, за табачную трубочку… Видно, надоело быть в красных девушках…

Когда подруги невесты приходят помогать ей шить приданое, она причитает:

Помогите мне, красные девушки, Мои милые подруженьки, Научите меня уму-разуму, Как идти к чужому родителю батюшке, Ко чужой не родимой матушке, Поучите, как ухаживать, улаживать.

Подруги дарят невесте горшок каши и пирог. Жених с товарищами ходит к невесте с гостинцами. Невеста с подругами сидит в переднем углу, а жених с товарищами – на кровати.

Время от «табаков» до свадьбы продолжается около трех недель. Перед свадьбой организуется девичник. Перед девичником невеста идет в баню и предварительно испрашивает на это у родителей благословения:

Благословите, родитель батюшка, родная матушка, Идти во знойную во банечку, По измыть мне вольно волюшку.

Если она сирота, тогда, взяв с собой трех подруг, невеста идет с ними на коломище (на кладбище) и плачет на могилах отца и матери:

Вы задуйте ветры буйные, Разнесите вы желты пески! Ты раздайся мать, сыра земля, Провалися гробова доска! Ты проснись, родима матушка, Благослови меня, сиротинушку, В последний разок я у тебя, матушка, В красных девушках, в вольной волюшке, Во любимой окрутушке, на твоей могилушке

Когда моют в бане невесту, поют: «Растопляйся-ка банечка. Накаляйся-ка каменка. Умывайся свет,.Завтра дадут тебе три целовальника: Первую – свекра батюшку, Вторую – свекровь матушку, Третьяго – милого ладушку».

Невеста благодарит подруг и потчует их пирогами. Выйдя из бани, она кланяется на все четыре стороны, и все с песнями идут домой. Пришедши из бани, невеста останавливается в сенях и, видя запертую изнутри дверь, причитает: «Отвори-ка ты, родная матушка. Не зноби мои скорые ноженьки».

Мать отворяет дверь. Крестный отец вводит невесту в избу, держа ее за полотенце. У крестного отца в одной руке – стакан с прилепленной к нему восковой свечой, а в другой – кнут. Подошедши к двери, он три раза делает кнутом крест на двери и потом вводит невесту. Введя, обводит ее три раза вокруг стола и потом трижды ударяет кнутом по лежащей на лавке подушке, приговаривая: «Из подушки пыль долой, а из худого человека дух долой».

Садятся за стол. Отец и гости бросают в посудину деньги, которые поступают в пользу невесты.
Те же обряды соблюдаются и в доме жениха.
Поезд к венцу сопровождается обычными препятствиями у ворот избы и обычным выкупом невесты. Когда становятся на «подножки», крестная мать невесты набрасывает им на плечи пояс.
На другой день после свадьбы молодые ходят на колодезь, и там совершается обряд разливания воды ведром.

*****

Материал предоставлен жителем деревни Большие Валговицы

Кингесеппского района Александром Васильевым

Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:



Top