Служение людям продолжается. Созвездие Рерихов


Алексей Бондаренко, директор Музея-института, сказал, открывая конференцию, что творческое   наследие семьи Рерихов востребовано обществом, но «требует уважения и защиты». Фото: Татьяна Петрова/Великая ЭпохаАлексей Бондаренко, директор Музея-института, сказал, открывая конференцию, что творческое наследие семьи Рерихов востребовано обществом, но «требует уважения и защиты». Фото: Татьяна Петрова/Великая ЭпохаНа 2009 год падает несколько важных дат из жизни семьи Рерихов: 135 лет со дня рождения Н. К. Рериха, 130 лет со дня рождения Е. И. Рерих (Шапошниковой), 110 лет со дня их первой встречи, 105 лет со дня рождения их сына – художника Святослава Рериха.

Перелистывая биографии

Среди великих творческих личностей, чья жизнь, связанная с Петербургом, продолжает одухотворять среду не только этого города, но и мира, выделяется целое семейство – это Рерихи. Их жизнь в Петербурге на грани двух прошедших веков совпала с многочисленными историческими катаклизмами. Их подвиг подвижнического служения человеку, культуре еще предстоит понять и освоить. Они – Николай Константинович, Елена Ивановна и их дети: разносторонний ученый, востоковед Юрий и художник Станислав – не забыты, но какими-то силами истории долго отодвигались в тень.

В годы перестройки по всей России возникли рериховские общества. Одних будоражили необычные искания Рерихов, откровения «Живой Этики», другие открывали новые знания, третьи стремились к научному изучению богатого литературного, живописного и научного наследия семьи Рерихов. Эти изыскания продолжаются.

Николай Константинович и Елена Ивановна – наследники петербургской культуры и богатого прошлого русской старины. Они родились в разных слоях общества: он из семьи нотариуса со скандинавскими корнями, она – из старинного дворянского рода, праправнучка фельдмаршала М. Кутузова. Библиографы отмечают многочисленные знаки, «случайности», которые предрекали их долгий счастливый союз и выполнение ими особой просветительской миссии.

Николай с детства проявлял способности к рисованию, но по настоянию отца закончил юридический факультет, а по велению сердца – Академию Художеств по классу А. Куинджи. Интерес и любовь к древности (обычаям, легендам и сказкам разных народов) прошли через всю его жизнь. Его выпускную в Академии работу «Гонец» сразу же приобрел для своей коллекции П. Третьяков, а Лев Толстой, разглядывая картину, напутствовал молодого художника такими словами: «Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет». Художник оставался верен поискам и передаче современникам духовных ценностей народной мудрости и всегда «правил выше».

Уже состоя на службе в Обществе поощрения художеств (с 1906 г. Н. Рерих директор школы Общества), он встречает молоденькую девушку Елену Шапошникову. После свадьбы семья живет в Петербурге. Николай Константинович трудится в Обществе, работает над картинами и выставляется в России и за рубежом.

Елена Ивановна воспитывает сыновей, помогает мужу. Супруги совершают многочисленные путешествия по русскому Северу, изучая старину.

События октября 1917 года полностью изменили планы семьи, Рерихи были вынуждены навсегда оставить родину. Начались странствия – Скандинавия, Англия, США, Азия с экспедициями 1920-х годов, и до конца жизни – Индия. Рерихи пытались вернуться на родину, но удалось это лишь после войны их старшему сыну Юрию. Жизнь его, однако, вскоре оборвалась.

Встреча в Лондоне в 1920 году с восточными мудрецами обозначила новый поворот в мировоззрении Рерихов. Им было дано узнать, что Земля вступает в стадию своего нового развития, и что человечество

обязано духовно очиститься от зла. В Индии в долине Кулу Рерихи приобретают дом и строят центр исследований – Институт Урусвати. Там много и плодотворно трудится вся семья, а Елена Рерих создает свои произведения. Сказался ее дар предвидения глобальных событий. Например, она предсказала поражение Германии в войне и революцию в России. В Индии она написала «Живую Этику» – книги учения о мироздании и взаимоотношении с ним человека.

Николай Рерих был чрезвычайно плодотворен как художник и литератор. Он воплотил в своих произведениях идею изначального единства человека и Космоса, единства нравственных ценностей всех народов и религий. Важнейшую роль в их сохранении он отводил культуре, мечтая изменить мир красотой.

Наблюдая разрушения всемирных памятников культуры в ходе войн, он создает документ Пакт Рериха. В 1954 году ЮНЕСКО приняла Гаагскую Конвенцию об охране культурных ценностей, основанную на принципах Пакта.

Леонид Андреев, уже в начале прошлого века увидев глубину и значение трудов Николая Рериха, назвал его наследие «Державой Рериха».

Жизненный путь Николая Рериха закончился в 1947 году, Елены Ивановны – в 1955.

«Держава Рериха» существует

Одновременно в Москве и Петербурге в октябре прошли научные конференции, посвященные жизни и трудам семьи Рерихов. Среди организаторов 9-й конференции «Рериховское наследие» в Петербурге – Международный благотворительный фонд «Рериховское наследие», Музей-институт семьи Рерихов и другие.

Учёные, представители музеев и независимых объединений России и других стран представили три десятка докладов по разнообразной тематике.

Алексей Бондаренко, директор Музея-института, сказал, открывая конференцию, что творческое наследие семьи Рерихов востребовано обществом, но «требует уважения и защиты». В советский период государство позволило людям узнать о своем великом согражданине, приоткрыв только одну страницу его творчества – «певца гор». В наше время люди начали обращаться к поиску духовного начала жизни, узнали о трудах Елены Ивановны. А. Бондаренко отметил важность координации усилий всех центров, изучающих труды семьи Рерихов, чтобы «убрать противоречия и восстановить полноту наследия, которое принадлежит всему миру».

Докладчики отмечали, что до сих пор не подсчитано число живописных произведений Н. Рериха, разбросанных по всему миру. Называется цифра в 5,5 тысяч полотен. Павел Крылов представил новый каталог «Художественные произведения Николая и Святослава Рерихов в музеях и собраниях Индии». Он подчеркнул необходимость продолжения исследований в Индии, так как судьба многих картин, находящихся там, остается неизвестной.

Москвич В. Жигота назвал картины Н. Рериха живописью с глубоким философским содержанием, «умозрением в красках». «Его космическое мировоззрение способно преобразовать мир, а творчество мозаично, но имеет единый смысл и направлено на преобразование человека и мира», – заключил выступавший.

Об особой роли в жизни семьи и судьбе Елены Рерих говорил Владимир Мельников, зам. директора по науке Музея-института. «Наступает время Елены Ивановны, – сказал он, – главные открытия ее посланий еще впереди». Он назвал эту женщину – философа, фотографа, реставратора, общественного деятеля, писателя – вдохновителем трудов Николая Рериха.

На конференциях отмечали рост интереса к трудам семьи Рерихов. «Это свидетельство того, что современное состояние общества испытывает потребность в духовном совершенствовании и особый интерес к подвижнической жизни Елены Рерих». Крупнейший исследователь Востока академик Л. В. Шапошникова выпустила книгу «Сотрудница Космических Сил», посвятив ее 130-летию просветительницы. Открывая форум в Москве, она назвала Елену Рерих «олицетворением творчества космической эволюции».

Отвечая интересу к этим личностям, весной 2010 г. в Петербурге пройдет выставка «Рериховский век». Юлия Будникова, руководитель проекта, рассказала, что это будет «панорама, которая впервые представит наследие семьи Рерихов как целостное явление российской и мировой культуры».

Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:


  • Выбор редактора »

  • История коммунизма

  • Top