И кому они нужны, эти форты?

Фото: Светлана ВолодинаФото: Светлана ВолодинаНа борту парусно-моторной яхты «Селенга» журналисты-экологи совершили трехдневное ознакомительное плавание по акватории Финского залива. Организатором водного пресс-тура выступил региональный Зеленый Крест при содействии общественного совета «Росатома».

Основной акцент был сделан на осмотре фортов, построенных на искусственных островах в Финском заливе. Масштабные оборонительные сооружения возводились здесь с начала XVIII столетия. Интересный факт: до 1917 года с большинства из них не было сделано ни одного боевого выстрела. Само их наличие заставляло потенциальных противников отказываться от штурма Санкт-Петербурга со стороны моря. Во время Великой Отечественной войны расположенные на них зенитные батареи защищали Ленинград от воздушных налетов. Военные покинули форты только в 60-х годах прошлого столетия.

С тех пор эти без преувеличения уникальные, находящиеся под охраной ЮНЕСКО, сооружения пребывают в состоянии упадка. Единственные, кто интересуется ими — это отдыхающие, владельцы прогулочных яхт. Со всеми вытыкающими последствиями. На территории форта «Граф Милютин» (первоначальное название — Южная батарея 3) журналистами — участниками экспедиции были обнаружены все признаки «цивилизации»: пластиковые пакеты, бутылки, кострища, пивные банки. Пришлось пойти на экспромт — провести небольшую акцию по уборке мусора.

На форту «Тотлебен» («Первомайский») ситуация несколько иная. Его уже в течение двадцати лет на добровольных началах курирует петербургский художник Владимир Ткаченко. Им было отреставрировано несколько помещений форта, а также создана небольшая музейная экспозиция, рассказывающая о его истории. Занимается этим Владимир и, как говорится, по велению сердца и с надеждой, что городские власти все-таки обратят внимание на фортификационные сооружения Финского залива и выделят средства на их реставрацию. Дело не только в их архитектурной и исторической ценности. Они имеют большой коммерческий, культурный и даже образовательный потенциал.

«У нас давно существует идея организовать на «Тотлебене» международный молодежный морской экологический центр, полевую базу для студентов-экологов, где они могли бы заниматься практической работой, связанной с отбором и анализом проб воды в рамках специализированных учебно-исследовательских программ, — говорит один из участников водного пресс-тура Вадим Скворцов, президент Фонда поддержки органов экологического контроля и обеспечения экологической безопасности Северо-Западного федерального округа. — Для учащихся это была бы уникальная возможность изучать экосистему Финского залива, так сказать, изнутри. Мы уже организовывали на «Тотлебене» несколько пилотных молодежных лагерей, но создать стационарную базу мешает банальная причина — недостаток финансирования».

Что касается коммерческого использования, то, по мнению Вадима Скворцова, на некоторых фортах можно было бы открыть минигостиницы, развлекательные заведения, сделать их полноценными рекреационными объектами и предметом морского экологического туризма. Такие попытки, кстати, уже предпринимались.

Речь идет о фортах «Великий князь Константин» и «Александр I» («Чумной»). На «Чумном» проводились масштабные дискотеки, опен-эйры, впоследствии, правда, закрытые по причине большого количества правонарушений со стороны организаторов и участников мероприятий.

Что касается «Константина», то у коммерсантов на его счет имелись более амбициозные планы — реставрация, открытие гостиницы и ресторана «под старину», казино. Полностью реализованы они до сих пор не были. С одной стороны, сказалась нехватка средств, с другой, проблемы с юридическим статусом сооружений.

Между тем прилегающая к «Константину» территория используется не только в рекреационных, но и в природоохранных целях. На ней располагается морской общественный экологический пост, функционирующий в рамках общественной организации «Кронштадт-ЭКО». Волонтерами поста являются судоводители-любители, которым не безразлична чистота акватории залива.

Помимо знакомства с фортами, участники пресс-тура имели возможность наблюдать за ходом работ по строительству южного «крыла» дамбы «Кронштадт — Бронка».

«Финский залив — это уникальный водный, культурно-исторический и рекреационный ресурс, — считает Юрий Шевчук, председатель регионального Зеленого Креста. — К сожалению, в настоящее время не используется и малая часть его потенциала. Если говорить о развитии туризма в Санкт-Петербурге, то Финский залив при правильном подходе мог бы стать такой же достопримечательностью, как и архитектурные памятники, реки и каналы нашего города».


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • На Камчатке подтверждены два случая заражения гриппом А/H1N1
  • Украинский боксер Вячеслав Узелков отстоял свой титул. ВИДЕО
  • Сын Саркози не стал высокопоставленным чиновником. ВИДЕО
  • Норд-Ост: о чем нельзя забыть
  • РФ отменила повышение экспортных пошлин на необработанную древесину в обмен на строительство газопровода Nord Stream


  • Top