К столетию со дня рождения Галины Улановой

The Epoch Times09.01.2010 Обновлено: 06.09.2021 13:41
Галина Уланова.  Фото сайта  krugosvet.ru
Галина Уланова. Фото сайта krugosvet.ru
8 января исполнилось сто лет со дня рождения Галины Сергеевны Улановой.

В честь этого события Мариинский и Большой театры, совместно с Фондом Галины Улановой, возглавляемым народным артистом России Владимиром Васильевым, проводят 16 января в Большом театре в Москве юбилейный концерт в честь Галины Улановой «Мона Лиза русского балета. Галине Улановой посвящается» с участием балетных трупп Большого и Марнинского театров.

В программе концерта — части самых известных спектаклей из репертуара Галины Улановой: 1 акт балета «Бахчисарайский фонтан» и 1 акт балета «Ромео и Джульетта» в постановке Л. Лавровского в исполнении балета Мариинского театра, а также I акт балета «Жизель», который исполнит балет Большого театра. Режиссер-постановщик этого вечера – Владимир Васильев.

Галина Уланова. Жизнь ради танца

«Жизнь балерины состоит наполовину из слова «должна», а на вторую половину – из слова «нельзя», – говорила Галина Уланова. – Обещание самой себе выполнить то-то и то-то было моим принципом, основой всей моей жизни. Такое воспитание воли вошло в привычку и стало источником того, что называют моим успехом. То, что так таинственно называют вдохновением, есть не что иное, как соединение труда и воли, результат большого интеллектуального и физического напряжения, насыщенного любовью…»

Про нее говорили: она делает не больше того, что нужно, а всё то, что нужно, делает гениально. Ее называли обыкновенной богиней, человеком другого измерения, душой русского балета и его поэзией, одной из самых знаменитых и непостижимых балерин ХХ века. 8 января 2010 года исполняется ровно 100 лет со дня рождения Галины Улановой. В этот день на телеканале «Культура» демонстрировался документальный фильм «Незаданные вопросы», в котором о великой балерине рассказывают ее ученики, друзья и поклонники: Владимир Васильев, Нина Семизорова, Людмила Семеняка, Светлана Адырхаева, Леонид Жданов, Николай Цискаридзе, Алексей Симонов и другие и фильм-балет «Ромео и Джульетта». Главные партии исполняют Галина Уланова и Юрий Жданов. Хореография Леонида Лавровского.

Владимир Васильев:

«В ее танце всегда была недоговоренность, недосказанность, отрешенность и углубленность в себя. Такой же Уланова была и в жизни — редко появлялась на публике, держалась замкнуто. Пожалуй, нет ни одного человека, кто мог бы сказать: «Я знаю, что такое Уланова». Ее тайну никто не разгадал и никогда не разгадает. Потому что на самом деле она была одна и не пускала в свой мир никого. Даже мы с Катей, ее близкие друзья, не знали ее до конца. Хотя, казалось бы, с нами она была по-настоящему откровенна, раскрепощена. «Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величавым», — это формула, которой Уланова следовала всю жизнь. Не влезать ни в какие интриги, ни с кем не бороться — эти правила были для нее святыми».

Галина Уланова.  Фото сайта  tvkultura.ru


Галина Уланова. Фото сайта tvkultura.ru
Ольга Лепешинская:

«Описать танец Улановой трудно и профессионалу. Ее движения, поза, поворот головы, жест описать невозможно. Все это меркнет на бумаге. Образ, ею созданный, оживленный ею, просто входил в тебя, в твое сердце».

Марго Фонтейн:

«Танец Улановой я даже не могу обсуждать, она – это нечто такое великолепное, что словами я выразить не смогу».

Алексей Симонов:

«Если проанализировать впечатления современников, поражает одна деталь: говорят не о танце, не о виртуозности или одухотворенности балерины, говорят об ожоге, ознобе, ошеломлении, восторге, слезах — говорят о себе. Что-то такое было в улановском искусстве, что восприятие его становилось фактом биографии зрителя…

Оператор-любитель своей примитивной 16-миллиметровой любительской камерой снял из оркестровой ямы несколько отрывков «Жизели». Общие планы, где виден рисунок танца — малоинтересны, но среди них, вдруг, один — примерно 10—12-секундный — крупный, почти во весь экран — кадр безумной Жизели-Улановой. И действительно, как ожог, ибо Уланова-Жизель там на самом деле безумна — глаза, пластика, безвольная унесенность музыкой — она и есть в эти секунды Жизель. И чье помутившееся сознание во взгляде — улановское или персонажа, — такая мысль даже не приходит в голову. Это такое «я в предлагаемых обстоятельствах», что сам Константин Сергеевич Станиславский снял бы шляпу».

Галина Уланова:

«Первые годы мной владела только одна мысль: лишь бы дотанцевать и лишь бы все сделать, что задано, – так вот по-школьному сделать движения, которым нас учили. А когда впервые делала на сцене фуэте, вообще все происходило, как в тумане… Свое первое выступление в «Лебедином» я просто не помню: что было, как было, я это или не я…

По поводу какой-то работы над образом… Никакого понятия я об этом не имела. Партию Одетты-Одиллии – порядок движений, танцевальный рисунок показала мне Елизавета Павловна Гердт: известная балерина, дочь премьера Мариинского театра Павла Андреевича Гердта, она только что оставила сцену и стала преподавать. Я старалась лишь точно исполнить то, что показывала Елизавета Павловна. А Лопухов рассказывал мне о музыке Чайковского и о том, что это за образ – Одетта-Одиллия. Но доходили до меня его объяснения плохо. Поняла только, что Одетта – сказочное существо; девушка, превращенная в птицу, и что в ней – двойственность человека и лебедя. Но в голове не укладывалось: как же эдакое можно совместить и показать?! Позже, постепенно, как-то думалось над этим… Раз за разом что-то прибавлялось к уже сделанному, исправлялись какие-то вещи… Первое «Лебединое» танцевала с Михаилом Дудко – тогда уже ведущим артистом. Принца Зигфрида он танцевал не в первый раз и меня очень поддержал в прямом (как партнер в поддержках) и переносном смысле».

Считается, что разговоры о балете так же осмыслены, как танцы об архитектуре. Балет – это то эфемерное искусство, которое творится на сцене, не оставляя настоящих следов ни на кинопленке, ни на фотографиях, а только в душах зрителей. След Галины Сергеевны Улановой, оставленный в зрительской памяти, сравним разве что с яркими вспышками фейерверка, ослепляющего и остающегося перед глазами надолго…

Галина Уланова — народная артистка СССР, дважды Герой социалистического труда, четырежды лауреат Государственной премии СССР (1941 год, 1946-й — «Золушка», 1947-й — «Ромео и Джульетта», 1950-й — «Красный мак»), лауреат Ленинской премии 1957 года. Обладательница премии имени Анны Павловой Парижской академии танца (1958-й), премии Оскара Парселли «Жизнь ради танца» (1988 год, Милан), почетный член Американской академии искусств…

По материалам tvkultura.ru

Галина Уланова. Евгений Устинов. Фото сайта  museum.ru
Галина Уланова. Евгений Устинов. Фото сайта museum.ru
Галина Уланова. М. Сарьян. Фото сайта  liveinternet.ru
Галина Уланова. М. Сарьян. Фото сайта liveinternet.ru

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА