Преследование неправительственных организаций и гражданских активистов. Итоги-2009

Автор: 19.01.2010 Обновлено: 19.01.2010 20:00
В ушедшем году российских гражданских активистов демонстративно убивали, избивали, преследовали за клевету, контрафакт и экстремизм. Их задерживали на различных акциях, митингах и пикетах, обыскивали их дома и офисы, помещали в психбольницу, обстреливали квартиры. В неправительственных организациях искали терроризм, экстремизм и финансовые махинации, приостанавливали их деятельность, прослушивали, подглядывали, жгли офисы или выселяли на улицу.
В ушедшем году российских гражданских активистов демонстративно убивали, избивали, преследовали за клевету, контрафакт и экстремизм. Их задерживали на различных акциях, митингах и пикетах, обыскивали их дома и офисы, помещали в психбольницу, обстреливали квартиры. В неправительственных организациях искали терроризм, экстремизм и финансовые махинации, приостанавливали их деятельность, прослушивали, подглядывали, жгли офисы или выселяли на улицу.
Межрегиональная правозащитная Ассоциация «АГОРА» подвела итоги преследования активистов и НПО в 2009 году. Правозащитники зарегистрировали 308 таких фактов из 43 регионов России. Для сравнения – в 2006 году они зафиксировали 118 подобных сообщений, в 2007 – 212, в 2008 – 144 случая. Таким образом, 2009 год для российского «третьего сектора» и гражданской активности стал самым сложным за последние четыре года.

Что интересно, прошедший год лидирует и по давлению на журналистов и средства массовой информации. По данным Фонда защиты гласности, в 2009 году конфликтов вокруг медиа было 1537 (самый высокий количественный показатель с 2006 года), журналисты стали чаще погибать, в два раза возросло число угроз расправой. В 1,5 раза чаще фиксировалось препятствие деятельности интернет-изданий.

Правозащитники подсчитали 69 случаев задержаний людей на различных публичных акциях, во время которых были доставлены в милицию более 500 гражданских активистов. Эти пикеты и митинги были в основном посвящены памяти погибших журналистов и правозащитников, а также реформе МВД. Уголовному преследованию в 2009 году было подвергнуто 9 гражданских активистов, а также зафиксирован 21 случай нападения на них.

Убийства

В прошедшем году были убиты адвокат Станислав Маркелов с журналистом Анастасией Бабуровой, правозащитники Наталья Эстемирова, Зарема Садулаева и Макшарип Аушев, антифашист Иван Хуторской. Северный Кавказ заметно стоит особняком в этой печальной статистике. Здесь, действительно, отстаивание прав человека все больше становится подобным форме замедленного и отсроченного самоубийства.

Нападения

В феврале в Санкт-Петербурге было совершено нападение на лидера профсоюза российского автозавода General Motors Евгения Иванова. В конце марта в Москве неизвестные жестоко избили главу движения «За права человека» Льва Пономарева. Также была совершена серия нападений на активистов левых молодежных движений в Санкт-Петербурге.

Обвинения в экстремизме

2009 год прошел для гражданских активистов под знаком обвинений в возбуждении ненависти и вражды. Апогеем стало осуждение в ноябре к 1 году 9 месяцам лишения свободы в колонии-поселении бывшего пресс-секретаря президента Татарстана Ирека Муртазина, сообщившего в своем блоге о кончине главы республики. В его деле впервые суд признал социальной группой представителей власти и впервые же назначил реальное лишение свободы.

Однако некоторую часть необоснованных подозрений гражданским активистам все-таки удалось отбить. Так, в августе в Тюмени было прекращено уголовное дело в отношении анархистов Андрея Кутузова и Рустама Фахретдинова, подозревавшихся в возбуждении ненависти и вражды по признаку социальной группы «военнослужащие» за пацифистские надписи на стенах местных военкоматов. Кроме того, было возбуждено уголовное дело в отношении сотрудников Центра по противодействию экстремизму, которые, по версии следствия, добивались от анархиста Амирана Бутаева показаний против Кутузова и Фахретдинова.

Также развалилось, не дойдя до суда, уголовное дело в отношении кемеровского лидера движения «Оборона» Дмитрия Соловьева, который в своем блоге нелицеприятно отозвался о милиции и ФСБ. Сначала сотрудников этих силовых ведомств экспертизы также признали социальной группой, однако проведенные дополнительные исследования поставили под сомнения доводы кемеровских экспертов. Вопрос о том, являются или нет милиционеры и чекисты отдельными социальными группами, пользующимися спецзащитой антиэкстремистского законодательства, «дамокловым мечом» повис в воздухе.

Возбужденное в отношении председателя Пермской гражданской палаты Игоря Аверкиева уголовное дело за якобы публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (статья 280 Уголовного кодекса России) в его материале «Уйдем с Кавказа – станем свободней и крепче» в 2009 году было приостановлено. Независимая экспертиза, проведенная осенью 2009 года по инициативе Центра гражданского анализа и независимых исследований «Грани», признаков экстремизма в тексте Аверкиева не обнаружила. Однако в суде продолжается рассмотрение иска пермской прокуратуры о признании статьи экстремистской. Назначена судебная лингвистическая экспертиза.

Активно формируется следственная и судебная практика и по другой экстремистской статье. По данным пресс-секретаря «Другой России» Александра Аверина, за 2009 год по статье 282.2 Уголовного кодекса России (участие в деятельности экстремистской организации) в стране были осуждены пятнадцать нацболов.

Обвинения в контрафакте

В 2009 году продолжилось уголовное преследование бывшего главного редактора «Новой газеты в Самаре», директора «Самарской газеты» Сергея Курт-Аджиева. В марте дело об использовании в редакции «Новой газеты в Самаре» в 2007 году якобы нелицензионного программного обеспечения было возращено из суда в прокуратуру по просьбе заместителя прокурора Октябрьского района Самары, в мае прокурор города Рашид Бадалов потребовал у Следственного комитета прекратить это дело, однако следствие было продолжено. Кроме того, следователи активизировать по второму «контрафактному делу», связанному с Сергеем Курт-Аджиевым, – в феврале 2009 года прошли обыски и изъятие 9 компьютеров в Самарской газете, куда журналист перешел работать после вынужденного закрытия редакции «Новой газеты».

Под занавес 2009 года – 30 декабря – следственный комитет при прокуратуре прекратил длившееся более 2,5 лет уголовное преследование Курт-Аджиева «за его непричастностью к совершению преступлений».

Самарский сценарий с давлением на гражданского активиста через обвинение в использовании нелицензионных программ повторился в октябре 2009 года в Краснодаре. Тогда милиционеры явились в помещение, арендуемое руководителем молодежной правозащитной организации «ЭТнИКА» Анастасией Денисовой, провели обыск и изъяли системные блоки для поиска контрафакта.

Обвинения в клевете

После убийства в июле 2009 года правозащитницы Натальи Эстемировой и заявлений руководителя Правозащитного Центра «Мемориал» Олега Орлова о причастности к этому преступлению президента Чечни Рамзана Кадырова началась тяжба между чиновником и гражданским активистом. В октябре Тверской суд Москвы обязал Олега Орлова выплатить Кадырову 20 тысяч, а ПЦ «Мемориал» – 50 тысяч рублей. После этого в отношении Орлова было возбуждено уже уголовное дело по статье «Клевета».

Проверки по заявлениям президента Чечни по факту клеветы проводились также в отношении главного редактора «Новой газеты» Дмитрия Муратова и правозащитников Татьяны Локшиной и Светланы Ганнушкиной.

Компенсации

В 2009 году директор Забайкальского правозащитного центра Виталий Черкасов смог добиться компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование по подозрению в самоуправстве. Центральный районный суд Читы в конце июля обязал Министерство финансов России выплатить Черкасову 7000 рублей за необоснованное подозрение в самовольной выдаче зарплаты своим сотрудникам, получении денег от бывшего владельца НК «ЮКОС» Михаила Ходорковского и вывозе имущества организации из офиса.

Также в Забайкалье член общественной организации «За развивающуюся Находку» Наталья Ремизова в декабре 2009 года через Центральный районный суд Читы добилась присуждения от Минфина России 60 тысяч рублей за незаконное подозрение в терроризме. В 2006 году после похищения паспортов и билетов родных, снятия с поезда и трехсуточного задержания у решившей все равно любым путем добраться до Социального форума в Санкт-Петербурге женщины в аэропорту Читы при досмотре багажа на дне сумки милиционеры «обнаружили» 400-граммовую тротиловую шашку.

Из нестандартных, но иногда практикующихся способов давления на гражданских активистов в 2009 году правозащитники выделяют обстрел в конце апреля квартиры главного редактора самарского правозащитного информационного агентства «Свобода» Александра Лашманкина и помещение в психиатрическую больницу на два месяца в октябре прошлого года тульского нацбола Дмитрия Авраменко.

Преследование неправительственных организаций

В течение всего 2009 года российские налоговики безуспешно пытались взыскать налог на прибыль с Озерской общественной организации «Планета надежд». В июне 2009 года Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд постановил, что поступающие из-за рубежа пожертвования на деятельность российских неправительственных организаций не подлежат налогообложению. В августе Арбитражный суд Уральского федерального округа оставил в силе это решение. Третья попытка налоговиков отменить прецедентное для всех некоммерческих организаций страны решение также завершилась проигрышем – в ноябре все тот же Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд России отказал Инспекции Федеральной налоговой службы по Озерску в пересмотре своего июньского постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.

Между тем, налоговики Татарстана в декабре 2009 года решили взыскать налог на прибыль в размере почти 700 тысяч рублей с Ассоциации «АГОРА», которая представляла в судах интересы «Планеты надежд». Такое решение стало итогом полугодового давления на правозащитные организации в Татарстане после милицейских обысков и множества проверок различных государственных органов. В августе активисты обнаружили в собственном офисе скрытое записывающее аудио-визуальное устройство. Правозащитникам удалось в судах признать незаконными и необоснованными многие действия представителей государства (даже была отменена инструкция МВД по проверке юридических лиц), однако окончательная точка в противостоянии республиканских чиновников с правозащитниками будет поставлена уже в наступившем году.

В сентябре 2009 года в суде развалилось дело о признании экстремистским Новороссийского комитета по правам человека. Причина преследования – использованный активистами на одном из пикетов лозунг «Свободу не дают, ее берут» (перефразированное выражение из пьесы Горького «Мещане»). Прокурор Новороссийска лично отозвал из суда собственное заявление.

В октябре Тверской суд Москвы наказал рублем Министерство финансов в пользу Антифашистского союза. Компенсация была присуждена сопредседателю организации Авелине Абарели-Лобжанидзе за то, что ей с коллегами в течение 3,5 лет пришлось добиваться официальной регистрации союза из-за волокиты чиновников.

Также в 2009 году из нетрадиционных методов оказания давления на неправительственные организации правозащитники отметили поджог офиса общественной организации «Матери Дагестана за права человека» (сгорел дотла) и предпринятую московскими чиновниками попытку выселения из офиса Московской Хельсинкской группы.

В этом году Ассоциация «АГОРА» отмечает пятилетие деятельности по защите гражданских активистов и российских неправительственных организаций. За это время сотрудничающие с Ассоциацией адвокаты добились прекращения уголовного преследования руководителя самарской организации «В защиту прав избирателей «ГОЛОС» Людмилы Кузьминой (дважды), главного редактора ИА «ВолгаИнформ» Людмилы Котовой, директора Центра физического, правового и духовного развития детей и подростков Тамбова Веры Дементьевой, лидера национальной организации Марий Эл «Мари Ушем» Нины Максимовой, редактора интернет-журнала «Новый Фокус» Михаила Афанасьева, родителей казанской журналистки Натальи Петровой, тюменских анархистов Андрея Кутузова и Рустема Фахретдинова, ижевского антифашиста Андрея Петрова, забайкальского правозащитника Виталия Черкасова, блоггера Дмитрия Соловьева, главного редактора «Новой газеты в Самаре» Сергея Курт-Аджиева.

Также после оказанного давления со стороны государства, безуспешных попыток ликвидации, признания недействующими или экстремистскими, налоговых и иных претензий свою активную деятельность продолжают Союз комитетов солдатский матерей России, Независимая психиатрическая ассоциация, Российский исследовательский центр по правам человека, Ассоциация в защиту прав избирателей «ГОЛОС», Новороссийский комитет по правам человека, «Планета надежд» (Озерск).

Информация предоставлена Межрегиональной Ассоциацией «АГОРА»

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times Media

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА