Представление древних китайцев о Вселенной.Часть 1

The Epoch Times04.07.2016 Обновлено: 06.09.2021 14:28

Млечный путь.


Млечный путь.
По древним китайским воззрениям мир вначале представлял собой хаос, состоявший из мельчайших частиц- ци. Эти живые частицы существовали в беспорядочном разреженном состоянии в виде бесформенного тумана. Потом частицы ци разделились на легкие и светлые, которые поднялись вверх и получили название «ян», и на тяжелые и темные, которые упали вниз и получили название «инь». Из легких и светлых частиц образовалось небо, а из тяжелых и темных – земля. Природа создавалась из хаоса постепенно: вначале сформировалось небо, затем земля и только после этого появился человек.
Взаимодействием светлого начала ян и темного начала инь порождены пять первоэлеменов или стихий- Вода ,Огонь, Дерево, Металл и Земля, от которых и происходит все во Вселенной. Китайцы верили, что взаимодействие инь-ян порождает и доброе и злое в природе и в жизни. Не стоит рассуждать, что лучше, что хуже — свет или тьма, все необходимо, одно переходит в другое и может быть и плохим и хорошим в зависимости от ситуации и времени. Графически эти космические силы изображались знаком тайцзи – две неотделимые половины, изогнутые таким образом, что одна готова перейти в другую. Чередование инь-ян так же неизбежно, как чередование тьмы и света, зимы и лета. Они проникают друг в друга, меняются местами – так создается круговорот вещей.
Цикл борьбы инь-ян у китайцев соответствовал календарному году. Начало цикла – день зимнего солнцестояния (22-23 декабря), могущество инь; сила ян испытывала наибольшее напряжение, когда в недрах мрака зарождался свет. Это самый короткий день и самая длинная ночь в году. День летнего солнцестояния (21 или 22 июля) – апогей могущества ян. Это самый длинный день в году. В дни равноденствий силы сторон уравновешены.
Согласие между инь и ян выражалось в том, что великое Небо- отец творило добро Земле-матери. Небо согревало землю своим теплом и оплодотворяло дождем, делая землю способной порождать живые существа и вскармливать их. Китайцы считали, что вечнозеленые деревья –ель, кипарис, сосна – содержат особенно много животворящих сил ян , почему и сохраняют зеленую листву и зимой. Их сажали на кладбищах и во дворах храмов, что предохраняло тела усопших от разложения, а живым приносило счастье и удачу.
Небо олицетворяло собой движение, земля – покой. Она была всего лишь объектом воздействия неба, воспринимала тепло и холод, свет и дождь. Небо- отец, управлял жизнью земли- матери, выступает в качестве активного начала, тогда как Земля живет по Небесным законам, олицетворяет пассивное начало. Взаимодействие «супругов» породило жизнь и человека. Понятие Тянь ( небо) тесно связано с понятием Шанди – верховный государь, который в космогонических теориях китайцев или отождествлялся с Небом, или выступал в виде некоего безликого «повелителя миров». Бесплотный Шанди регулировал движение светил и жизнь растений, наблюдал за делами людей, награждал и наказывал их, мог выражать любовь и гнев, слышать и говорить. Шанди представлял собой духа- правителя, живущего на небе и оттуда распоряжающегося империей. Со временем его обязанности наряду с Шанди стало выполнять само Небо , как верховная божественная сила, олицетворение разума и высшей справедливости.
В книге «Шу цзин» Конфуций писал: «Только Небо осуществляет наблюдение за народом, ведает справедливостью, посылает урожай и неурожай. Без неба погибнет народ. От милости Неба зависит его судьба». Наводнение, засуха, солнечные и лунные затмения, голод, бунт и эпидемии рассматривались китайцами как вестники небесного гнева. Урожай, мир и спокойствие на земле говорили о том, что Небо довольно земными делами. Так, большие пожары, вспыхнувшие в Пекине в апреле 1908 года приписывались астрологами богу Огня, сошедшему на землю для стодневной прогулки по земле, чтобы наказать людей. Они говорили: «Когда это зловещее божество вернется в свою резиденцию, пожары прекратятся».
Продолжение следует.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА