Модернизировать православием страну предложили эксперты «Единой России»


Модернизация страны православием. Фото: DMITRY ASTAKHOV/AFP/Getty Images Модернизация страны православием. Фото: DMITRY ASTAKHOV/AFP/Getty Images Национальный институт развития современной идеологии (НИРСИ) опубликовал в Интернете аналитический доклад «Нравственная основа модернизации», в котором предлагает сделать таковой православные ценности.
Институт, называющий себя на своем сайте английским словом «think tank» с вольным переводом «фабрика смыслов», является «мозговым центром» думской фракции «Единой России».
«Для модернизации и развития России нужна идеология. В Конституции РФ записано, что никакая идеология не может быть признана государственной идеологией. Объективная необходимость государственной идеологии обусловлена тем, что люди в стране и народ в целом не могут чувствовать себя комфортно психологически при отсутствии или размытости политической мифологии и остальных составляющих идеологии», — говорится в преамбуле документа.
Его авторы не уточняют, предлагают ли они в связи с этим переписать Основной закон.
Доклад изобилует ссылками на прошлогоднее послание президента Дмитрия Медведева Федеральному собранию. Глава государства тогда действительно много говорил о национальной модернизации, но о религии не упоминал.
По данным СМИ, к подготовке доклада имел отношение близкий к Борису Грызлову заместитель секретаря президиума генсовета «ЕР» Юрий Шувалов, а на состоявшемся в начале недели заседании партийного клуба — Центра социально-консервативной политики — высказанные в нем идеи активно поддержали депутаты Алексей Исаев, Ирина Яровая и Михаил Бабич.
Итогом обсуждения стало признание документа «базисом для дальнейших внутрипартийных дискуссий».
Разумеется, от дискуссий до законотворчества дистанция достаточно велика. Однако депутаты-«единороссы» в думском комитете по делам религиозных объединений уже внесли поправки к президентскому законопроекту о некоммерческих организациях, предусматривающие оказание государственной финансовой помощи религиозным объединениям.
Поправки, по данным российских СМИ пролоббированные Русской православной церковью, будут рассмотрены при втором чтении законопроекта 26 февраля.
«Материал для обсуждения»
Глава Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, «единоросс» Сергей Попов заявил, что идеи доклада НИРСИ являются не официальной позицией партии, а лишь «материалом для обсуждения» и «одним из возможных подходов».
Отвечая на вопрос о его личном отношении к документу, Попов сказал, что «в центре модернизации все равно стоит человек» и «без опоры на наши традиции, исторические основы и классические нравственные позиции двигаться вперед невозможно».
Депутат исключил возможность внесения серьезных изменений в нынешнее российское законодательство о свободе совести. Пресс-секретарь Московской Патриархии Владимир Вигилянский сообщил, что духовенство непосредственно не участвовало в подготовке доклада, однако он действительно «опирается на некоторые материалы Русского народного собора и высказывания патриарха Кирилла».
Представитель патриархии с одобрением отозвался о содержании доклада. По его мнению, необходимо «нравственное измерение любых реформ и экономической жизни общества».
Вигилянский подчеркнул, что в данном контексте уместнее говорить не о православии, а об «этике православия», и что он «полностью подписался бы под этими словами, если бы предложил эти слова иудей».
Альтернативное видение

В начале февраля Институт современного развития (ИНСОР), считающийся рупором либерального крыла Кремля, опубликовал доклад «Россия XXI века: образ желаемого завтра».

Таким образом, публикацию НИРСИ можно рассматривать как своего рода ответ «Единой России» либералам и альтернативное видение модернизации.
В отличие от материала ИНСОРа, изобилующего конкретными предложениями по реформированию государственных институтов, доклад НИРСИ содержит в основном общие рассуждения.
Аналитики «ЕР» критикуют «быстрый демонтаж советской идеологической системы и поспешное копирование западных форм жизни, а также агрессивное вторжение ценностей рыночной экономики» в 1990-е годы, приведшие, по их мнению, к негативным последствиям, и предлагают сплачивать общество на основе «патриотизма, соборности, служения общему благу».
Свобода, демократия и права человека в документе не упоминаются.
В свое время министр просвещения Николая I граф Уваров уже выдвигал в противовес «гнилому европейскому либерализму» знаменитую триаду: православие, самодержавие, народность. Правда, Уваров и его августейший патрон модернизационных задач перед собой и не ставили.
Инновационность религии

Российские СМИ и независимые эксперты, комментирующие идеи «мозгового центра» «единороссов», указывают, в первую очередь, на то, что Россия — страна многонациональная и многоконфессиональная.

«С какой радости только православие? А если инновацию изобрел мусульманин или иудей, она что — хуже, или не соответствует нуждам нашей страны?» — сказал и интервью Би-би-си политолог Дмитрий Орешкин.
Эксперт также замечает, что любая религия плохо подходит в качестве духовной основы для реформ и обновления.
«Религия — это не инновационная вещь вообще. Религия — вещь консервативная, она адресуется свойствам и ценностям тысячелетнего масштаба», — говорит он.
При этом по сравнению с другими христианскими конфессиями православие отличается особым традиционализмом. В XVII веке реформы патриарха Никона, по глубине не сравнимые с европейской Реформацией, вызвали в обществе бурю и едва ли не гражданскую войну.
В 2007 году десять российских академиков, включая обоих здравствовавших на тот момент отечественных лауреатов Нобелевской премии, Виталия Гинзбурга и Жореса Алферова, обратились с письмом к Владимиру Путину, призывая не допустить «ползучей клерикализации» общества.
Главный аргумент академиков состоял в том, что религиозное мировоззрение не способствует научно-техническому прогрессу.
«Скажем, президент компании «Российские железные дороги» господин Якунин — известный православный человек, — говорит Дмитрий Орешкин. — Но я думаю, «Сапсанам» ездить быстро и безопасно помогает не православие, а качественные разработки фирмы Siemens».
Вероятно, аналитики «Единой России» не выступают против науки и техники, а ведут речь о нравственных основах православия.
Вряд ли кто-либо будет спорить с тем, что бизнес нуждается в нравственной основе. Честно трудиться, не воровать, не лгать, платить долги, по мере сил поддерживать ближнего — заповеди общечеловеческие.
«Имитация деятельности»
«Православие — это отдельная, уважаемая и достойная сфера деятельности человеческого разума, а инновации — совершенно отдельная, — говорит Дмитрий Орешкин. — И когда одно с другим пытаются сплавить, то дискредитируют и инновации, и православие, и заодно «Единую Россию».
«Для модернизации действительно нужна нематериальная основа, только не в форме религии, а в виде таких простых необходимых вещей, как, например, гарантии прав интеллектуальной собственности», — указывает эксперт.
«Если у инноватора воруют идею, опираясь на административный ресурс, то вторую идею этот самый инноватор будет пытаться реализовать за пределами нашего отечества. Если нет защиты свободной конкуренции, то человек с хорошей идеей просто не пробивается», — уверен политолог.
По мнению Орешкина, доклад НИРСИ является «ярким примером имитации деятельности» и свидетельством упадка «Единой России».
«Создана достаточно влиятельная, богатая структура, которая считает себя политической партией, а на самом деле является идейным наростом на теле благополучно чувствующей себя крупной бюрократии. Нарост должен оправдывать свое существование, и выдумывает разного рода штуковины, чтобы бюрократия говорила: «молодцы, можете кушать дальше», — говорит он.
Источник: Би-Би-Си

Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • О Коле Ежове и «ежовых рукавицах» в день его смерти...
  • Власти Калининграда обещают повернуться лицом к народу
  • Душная демократия
  • Грядущие изменения законодательства
  • Обоснований для повышений тарифов ЖКХ и проезда нет


  • Top