Cкульптор Григорий Потоцкий: «Когда жизнь теряет смысл, мы заново начинаем служить прекрасному»


Григорий Потоцкий – всемирно известный скульптор, его памятники стоят в более чем 35 странах мира. Фото с сайта gpototsky.com Григорий Потоцкий – всемирно известный скульптор, его памятники стоят в более чем 35 странах мира. Фото с сайта gpototsky.com Григорий Потоцкий – всемирно известный скульптор, его памятники стоят в более чем 35 странах мира. Творец, мыслитель, философ, он уверен, что только доброта может сделать человека счастливым, а Землю – не уничтоженной.

В разговоре с ним мы попытались понять, как художник познает момент истины, невидимый для других, момент, когда из-под рук творца и художника рождается произведение искусства.

— Григорий Викторович, почему Вы работаете с бронзой? Ведь это трудный материал?

Г.П.: Чувства, эмоции, и мысли — это очень подвижная субстанция, очень живая, очень трепетная, и нет ни одного в мире материала, который бы с такой точностью передавал наши эмоции и чувства и в то же время успевал бы за мыслью, как литье и бронза. Можно даже передать прикосновение к объему в отпечатке пальца, это тот материал, с которым быстрее всего это может случиться.

Камень надо долго долбить, там идет очень большая, очень длительная работа. Удержать эмоции столь длительно тяжело. Вот почему бронза — суперсовременный материал. Бронза это и абстракция, и движение, бронза это и взрыв эмоций. Поэтому для меня бронза – лучший материал для моих работ.

— Интересно. А как начинается сам процесс – сначала идет задумка, рождается образ, а потом приступаете к работе?

Первое. Я создал образ «донкихотства». Вся русская литература – это донкихотство. Она так гениально оплакивала маленького человечка. И Чехов писал в свое время «вы еще омоетесь своей кровью…». В определенной мере гибель миллионов русских людей лежит и на русской литературе. «Благими намерениями дорога вымощена в ад», — именно эту философскую библейскую истину и мне удалось передать в памятнике Чехову.

Второе. Из ноги Чехова вверх тормашками дана Каштанка. Из пасти, которой торчит веревка. Мы все были Каштанками, заглотившими идеалы коммунизма. И теперь с кровью вырываем…

Третье. Чехов установлен на наклонную плоскость. А разве русская жизнь – это не наклонная плоскость? Одни лезут вверх, другие срываются в бездну. Третьих развернуло над пропастью. Вот такие откровения приходят при работе над памятниками.

В этом году – 150 лет со дня рождения А.П. Чехова и я создал новый, реалистический и глубокий образ, который планирую установить на Шри-Ланке (Цейлон), где путешествовал А.П. Чехов.

Как-то я задумал лепить памятник Дали. Кто он такой, этот великий сумасшедший, гений, сюрреалист? И неожиданно получаю ответ. Дали – это материализация Дон Кихота в XX веке. Я прибиваю голову Дали на ветряную мельницу, как на распятие, потому что в XX веке распинали уже не тело, а душу человека. Вместо рук – змея познания. И конечно нужен щит, какой же Дон Кихот без щита! А что есть щит в XX веке – ядерный щит. А это же затмение разума. Благодаря образу Дон Кихота мне глубже удалось раскрыть образы Чехова и Дали.

Македония и Александр Македонский

В Македонии я вылепил два памятника: погибшему президенту Борису Трайковскому для города Струмица и памятник «Реквием — жертвам геноцида религиозных и межнациональных войн».

А. Македонский разрубает «Гордиев узел». Фото предоставлено арт директором Г. Потоцкого А. Македонский разрубает «Гордиев узел». Фото предоставлено арт директором Г. Потоцкого

Меня попросили создать памятник Александру Македонскому. Я задумался, полководцу поставлено много памятников… Неожиданно, работа над образом Александра для меня стала открытием и повлияла на мое мировоззрение.

Я нашел ключ к открытию Македонского через легенду о нем. «Тот, кто развяжет Гордиев узел, станет властелином мира». Македонский подошел и разрубил узел.

Еще в XIX веке публиковались труды, что темнокожие – это не люди. Это расовые стереотипы. Стереотипы нельзя разрешить. Их можно только разрубить.

Под памятником у меня написано с одной стороны: Победа над рабством, расизмом, нацизмом и бедностью. Да, даже бедность стереотип. 80% богатых людей в детстве были бедными.

С другой стороны памятника написано: Победа свободы, демократии, прав человека и толерантности. Ведь если разрубить круг, получится спираль, которая блестяще символизирует развитие жизни и свободы.

Я встретился с одним из членов избирательной кампании будущего президента Барака Обамы. И попросил его: «Передайте идею памятника, эти пять слов Обаме. Это код и он обязательно станет президентом Америки». Он улыбнулся и ответил: «Конечно, мы все делаем, чтобы Обама победил, но Америка еще не готова к темному президенту».

Мой памятник стоит в Майами. Это чудо. Барак Обама стал президентом. Это чудо демократии.

Что из себя представляет Израиль? Ведь евреи были победителями во Второй мировой войне. Зачем было создавать государство в пасти мусульманского льва? Быть причиной Третьей мировой войны? Многие так думают. А на самом деле образование Израиля – это прививка против войны. И до тех пор, пока будет мир в Израиле, мир сохранится. И, в конце концов, мусульмане и христиане договорятся между собой. Гибель Израиля повлечет гибель всего мира.

А вот что касается Китая, он мне видится в будущем гарантом мира. Исторически, в течение 3000 лет Китай никогда не расширялся. Но трудолюбию китайцев нет конкурентов. И в этом плане влияние Китая будет огромным. Но это положительное влияние.

Г.П.: Мы пережили тяжелый 20 век, в котором была настолько оголтелая пропаганда, что мы позабыли кто же мы такие, русские?

Николай Чудотворец. Фото предоставлено арт директором Г. Потоцкого Николай Чудотворец. Фото предоставлено арт директором Г. Потоцкого Я работал над образом Николя Чудотворца, который установил в Турции, в городе Демре (Кале) в 2000 году. Моя идея состояла в том, чтобы Турция вступила в XXI век с идеей веротерпимости. Николай Чудотворец второй после Христа и Богоматери для русского человека. Его икона в каждом доме.

Я как-то разговаривал с одним высоким чиновником, вторым после Ельцина и говорю ему: «Мы, русские — добрые». А он отвечает, «ну какие же мы добрые, если полстраны посадили, а полстраны расстреляли». А я ему в ответ: «А если бы народ не был добрым, духовным и красивым, разве он выдержал бы такую историю?». Он согласился.

И разве мы помним об этом? Вот поэтому я и создал Академию доброты и хочу донести до людей, до их сознания одну единственную мысль: Почему мы живем плохо? Кто виноват? Сталин виноват? Царь виноват?

Памятник Доброты. Добрые руки, образующие одуванчик, представляют земной шар. Фото с сайта dobrota.us Памятник Доброты. Добрые руки, образующие одуванчик, представляют земной шар. Фото с сайта dobrota.us Пришел как-то ко мне Михаил Задорнов и говорит: «Сделай одуванчик для Латвии». А я в это время все искал образ доброты, а тут такая подсказка. Я мгновенно увидел — открытые ладони, а на них нарисованы открытые глаза. Открытая ладошка это понятный для всех символ и для буддистов и для христиан.

— Все они были переданы в дар?

А.С.Пушкин. Фото предоставлено арт директором Г. Потоцкого А.С.Пушкин. Фото предоставлено арт директором Г. Потоцкого Вторая сторона моей деятельности – это Пушкиниана. В 90-м году, когда рухнул коммунизм, я понял, что надо укреплять имидж России зарубежом. Рассыпалась не только система, рассыпалась идеология, но не исчезает народ, его культура, место, которое оно занимает в мире. Может уйти название страны, но Народ и Родина остаются. Потому что Родина и государство это не всегда одно и то же. Г.П.: Вы не поверите, во многих языках отсутствует понятие «доброта». Когда я во Франции ставил памятник Символ доброты, в школе был проведен урок среди маленьких детей. Их спросили, что такое доброта? Из ста детей никто не смог ответить. Да, европейцы законопослушны. А если по закону можно будет убивать рыжих, значит, станут убивать рыжих? Нужен витамин «Д» (смеется), без этого витамина вообще невозможно жить.

В Китае наоборот, когда я ставил памятник доброты, китайцы сильно хотели понять, а что означает русское слово «доброта»? Для китайцев это нелогично быть добрым. Они хорошие, они работящие, они очень приятные в общении, но что значит быть добрым? Это значит сделать себе хуже, а кому-то лучше, что совсем не логично для них. Слово доброта очень необыкновенное, сакральное, и когда люди действительно становятся добрыми в этом русском звучании, появляется настоящее чудо, вокруг них начинает происходить чудо. В русских эта доброта, эта духовность заложена очень глубоко. Слово «доброта» одно их самых духовных понятий в мире.

— Ощущаете ли Вы себя человеком мира?

Г.П.: Судите сами. Третье направление, в котором я работаю, создание Музея всемирной интеллигенции. В этом музее уже собрано более ста портретов в бронзе. Из них много выдающихся людей современности — Шарль Азнавур, Кусторица, Пьер Ришар, Депардье, Синтокането, Накамото и др.

Всемирная интеллигенция, она потихоньку куда-то исчезает, на смену ей приходит технократическая цивилизация. Вот это большое, духовное уходит, эти люди как из Красной книги. Таких личностей, как Кусторица больше не будет. Депардье в разговоре со мной сказал: «Мы последние, большие личности теперь не нужны». И вот еще, что я хотел сказать, не надо думать, что кто-то должен отвечать за твою судьбу. Что государство в чем-то виновато, или оно тебе что-то должно. Если ты действительно художник и ты нужен, то людям, которые окружают тебя, ты будешь востребован.

Дело не в системах и не в государстве, все дело в нас, что ты исповедуешь, что несешь людям. Будь добр, отдай миру все, будь сам подарком для мира и мир будет у твоих ног. Георгий Победоносец Вот смотрите, на этой скульптуре фигура Георгия Победоносца поражает копьем змия. Если он убивает змия, значит зло можно победить злом? В преданиях да нас дошло, что зло побеждается злом. А разве можно зло победить злом? Так, может быть, все было не так? А как было на самом деле?

Был город, который действительно страдал от Змия, которому горожане должны были платить дань младенцами и красивыми девушками. Они действительно пришли к Георгию и попросили помощи в избавлении от напасти. И действительно, на следующее утро Георгий собрался с духом, помолился, оделся в белую рубаху и пошел к Змию. Подошел он к нему, постучал и ласково-ласково так сказал: «Змеюшка, пойдем со мной». Змей вышел и побежал за ним как собачонка и больше горожане никогда не видели этого Змия. На всех ранних христианских иконах так и изображалось, как Георгий уходит далеко в горы, а за ним бежит Змий, ведомый за тоненькую ниточку. По мере того как исчезала в людях вера в бога, ниточка становилась все толще и толще, пока не превратилась в копье. Вы понимаете?

Исказилась сама идея о Георгии Победоносце, как будто зло можно победить злом. Величайший смысл христианства заложен в добре, только через добро, через веру можно победить зло.

Я сделал такой памятник в виде змея, тело которого изображает три круга ада и на его голове – Георгий Победоносец. Они возносятся. Зло выпрямляется в луч.

В этом наше государство сильно отличается от других стран. Все что создано — создано на личные средства и при помощи друзей. На первый взгляд, кажется глупо, творить и ничего не зарабатывать. Но ты хочешь быть скульптором. Но сегодня не время, не эпоха, когда скульптура востребована. Это не времена Антики или Возрождения. Когда я дарил памятник Валенсии, мэр очень удивился: «Как же так, все хотят заработать, а Вы дарите?» Я ему задал вопрос, есть ли в мире человек или государство, которые хотели бы поставить памятник Дали? Он подумал и сказал: «А зачем? Конечно, нет». А есть ли в мире человек, который стал бы платить за этот памятник деньги? Он сразу ответил: «Нет».

А Дали — гений! И для меня честь, что моя работа находится в Валенсии. Именно так, как я его увидел и прочел. И вообще, в нашем коммерческом мире художники уже забыли, что один раз они зарплату получили, когда Бог им дал талант. И когда живешь по тем принципам, по которым я живу, все возвращается. Кто-то помогает с перевозкой, какие-то туристические фирмы помогают с бесплатными билетами. Понимаете, люди рады участвовать в добром деле. А это, то место, где и должен находиться художник. — Не могу не спросить, какой образ женщины Вы рисуете на своих картинах?

Г.П.: Что касается женщин в моей жизни, то женщина для меня – это Богиня. Это не комплимент. Когда я пишу обнаженную женщину, я хочу сказать ей, что она может, что в ней заложено. После моих картин женщина полностью меняется, с ней происходят невероятные вещи. Все это приписывается мне, на самом деле это не так, все это заложено в женщине. Искусство должно обладать такими качествами, чтобы оно помогало раскрыть другого человека. Я ей только помогаю в этом, и тогда, у женщин удивительно складывается судьба.

Г.П.: Мы поколение детей предателей. Мы предали все в 1917 году, потом предали в 1991 году, а сейчас мы получаем то, что заслужили. То есть идет агония плохого. И на этом пепелище вырастает идея Доброты.

Потому что человек начинает понимать, без доброты невозможно жить, без веры в Бога невозможно жить, без любви тоже невозможно жить, т.е. без элементарных человеческих ценностей нет мира, понимаете?

Когда жизнь теряет смысл, мы заново начинаем служить прекрасному.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Маршал Жуков. Легенда о ликвидации криминала в Одессе
  • Ангелы
  • Народная артистка России Валентина Теличкина отмечает свое 65-летие
  • Мир кукольника
  • Фотообзор: «Живые» картины в китайском стиле гохуа


  • Top