Президенту России Дмитрию Медведеву: Открытое письмо


Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву Открытое письмо:

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

В настоящее время серьезной проблемой для российского общества стал вопрос защиты прав и свобод жертв преступлений. Наблюдается тенденция проявления гуманизма и соблюдения человеческих ценностей в отношении обвиняемых в преступлениях, но абсолютно забываются права пострадавшего. В результате в России права потерпевшего защищаются меньше, чем права преступника.

Каждый год в России появляется свыше 3 миллионов потерпевших. Если учесть близких родственников пострадавших, их иждивенцев, то количество пострадавших составляет более 10 миллионов человек, учитывая латентную преступность — от 12 до 15 млн. Права более 3 млн., официально признанных потерпевшими, хотя и плохо, но формально как-то соблюдаются, а 7—8 млн. жертв преступлений, реально пострадавших из числа незарегистрированных преступлений, не получают никакой правовой помощи и защиты от государства.

Большое количество потерпевших лишены возможности возмещения причиненного им ущерба, поскольку, виновные в их совершении лица, не установлены, а уровень раскрываемости насильственных и корыстно-насильственных преступлений низок. Между тем, жертва преступления должна получать психологическую, правовую, медицинскую, материальную помощь, в которой она нуждается, как непосредственно после деяния, так и в пролонгированной помощи (сироты при утрате кормильца, инвалиды по утрате трудоспособности, люди, которым требуется медицинское сопровождение на период лечения, санаторно-курортная реабилитация и т.п.). Однако в российском праве потерпевшему в этом отношении не уделяется внимания.

Реальное возмещение вреда потерпевшему — редкость российского уголовного судопроизводства. Вопросы определения размера морального вреда и денежной оценки жизни человека не имеют законодательного регулирования — это субъективное усмотрение того или иного судьи. Критериями оценки являются размытые понятия разумность и справедливость, конкретизировать которые судьи не могут. Законом не предусмотрено предоставление потерпевшему бесплатной юридической помощи, в то время как обвиняемый (подозреваемый) имеет право на обязательное оказание бесплатной юридической помощи.

Гражданский иск в уголовном процессе регламентируется несколькими отраслями права, так что без профессиональной юридической помощи жертве невозможно самостоятельно отстоять свои права и законные интересы. В случае даже если состоялось положительное для потерпевшего решение суда, возникают неразрешимые трудности на стадии исполнения.
На протяжении последних десяти лет около половины осужденных не работают в местах лишения свободы из-за отсутствия таковой. Если осужденный работает в местах лишения свободы, то заработанные им деньги не распределяются в интересах потерпевшего.
Согласно ст. 107 УИК РФ из заработка осужденного вначале удерживает налоги государство, затем удерживаются алименты на иждивенцев осужденного, следом идет покрытие государству его расходов по содержанию (стоимость питания, одежды, обуви и т.д.), осужденному гарантируется зачисление на лицевой счет 25% его заработка, в колониях-поселениях — 50 %. В итоге на возмещение ущерба жертвам преступления ничего не остается. . Как показывает практика, действующее законодательство не работает эффективно в части привлечения к уголовной, административной и материальной ответственности за противоправные действия должностных лиц, их близких и родственников, представителей крупного бизнеса и т.п.

Единственная возможность отстоять вопрос прав пострадавших, способствовать адекватному наказанию преступников из правоохранительных органов, крупных бизнесменов и минимизации давления на потерпевших и адвокатов – это предание огласки конкретного случая в СМИ, но даже по социально значимым резонансным делам не удается решить вопросы возмещения вреда.

Проблема социальной реабилитации и защиты жертв преступлений начала волновать международное сообщество в конце прошлого века. Все цивилизованные и демократические страны, кроме России, ратифицировали Европейскую Конвенцию по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений (Страсбург, 24 ноября 1983г.), в соответствии, с которой возмещение ущерба осуществляется государством даже, если преступник не может быть подвергнут уголовному преследованию (например, он не установлен) или быть наказан.

Во всем цивилизованном и демократическом мире, кроме России, отмечают Международный день поддержки жертв преступлений 22 февраля. Приняты и действуют законы, направленные на защиту пострадавших от криминальных действий, их социальную реабилитацию, компенсацию материального и морального ущерба. В мире действует до 200 программ помощи потерпевшим от преступлений. Такие программы реально помогают людям справиться со стрессом, выйти из кризиса, оказывают материальную помощь и моральную поддержку.

В этой связи, России необходимо ратифицировать Европейскую Конвенцию по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений, принять ряд поправок в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, законодательно закрепить методики оценки возмещения вреда жертвам преступлений, создать механизм распределения конфискованных финансовых средств, рекомендованный Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма.

Помимо устранения пробелов и несовершенства российского права, необходимо вводить должность Уполномоченного по правам жертв преступлений, наделив его полномочиями по координации государственных и общественных усилий в защите прав жертв преступлений.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Пресса Британии: О жестком стиле руководства Президента Медведева
  • Хлопонин не намерен никого "мочить в сортире"
  • Судан: порку женщин нужно запретить
  • Неофициальный враг России
  • Рынок труда: апатичная пневмония


  • Top