«Оскары»- 2010: говорит и показывает Голливуд


 «Оскары»-2010. «Аватар» Джеймса Кэмерона стал самым кассовым фильмом в истории. Фото с сайта kinopoisk.ru

 «Оскары»-2010. «Аватар» Джемса Камерона стал самым кассовым фильмом в истории. Фото с сайта kinopoisk.ru

«Оскары»-2010. «Повелитель бури» получил высшую кинонаграду Британии. Кадр из фильма. Фото с сайта kinopoisk.ru

 «Оскары»-2010. «Повелитель бури» получил высшую кинонаграду Британии. Кадр из фильма. Фото с сайта kinopoisk.ru

В далеком 1929 году в банкетном зале голливудского отеля «Рузвельт» состоялся корпоративный ужин для членов Американской Академии киноискусства. В присутствии 270 кинематографистов, заплативших по 5 долларов за приглашение, президент Академии Дуглас Фэрбенкс провозгласил лучшим фильмом сезона 1927-1928 гг. военную мелодраму «Крылья» режиссера Уильяма Велмана.

Немая кинолента, повествующая о двух друзьях-летчиках, сражавшихся в Первой мировой войне и об их любви к девушке по имени Мэри (в этой роли снялась звезда и секс-символ Клара Боу), получила также награду за визуальные эффекты. Прессу на ужин Академии не позвали, да и имена лауреатов были известны заранее.

На следующий год права на трансляцию голливудского банкета приобрела радиостанция Лос-Анджелеса, а в 1953 году церемония вручения «Оскаров» была впервые показана по телевидению для аудитории США и Канады.
С 1969 года «Оскары» транслируются по всему миру и, по статистике, сегодня за раздачей американских кинонаград в прямом эфире наблюдают миллиарды телезрителей в 200 странах мира. Оскаровская церемония, приносящая экономике штата Калифорния около миллиарда долларов, является не только главным годовым съездом магнатов американской киноиндустрии, но и медийным событием мирового масштаба.

Аватар как энциклопедия жизни

Пока букмекеры зарабатывают состояния на оскаровских тотализаторах, а журналы о кинобизнесе бомбардируют читателей цифрами кассовых сборов фильмов-претенденов, обозреватели позволяют себе достаточно циничные высказывания в адрес фаворитов оскаровской гонки – «Аватара» Джеймса Кэмерона и «Повелителя бури» Кэтрин Бигелоу, набравших по 9 номинаций каждый.

«Суммы, заработанные «Аватаром», вполне могли бы фигурировать в прогнозах дефицита федерального бюджета,» — комментирует обозреватель журнала «Нью-Йоркер» Хендрик Херцберг. «В начале февраля этот фильм, походящий на гигантскую видео-игру, пробил в мировом прокате барьер в 2 миллиарда долларов. Это новый рекорд… Кажется, все сходятся во мнении, что Джеймс Кэмерон и легионы работавших на него художников и компьютерщиков создали потрясающе увлекательный, замечательно подробный и удивительно правдоподобный параллельный мир. Однако, содержание фильма не вызывает такого единодушного одобрения,» — продолжает обозреватель «Нью-Йоркера».

По мнению Херцберга, футуристическая сказка Кэмерона целиком состоит из идеологических клише, милых сердцу среднестатистического американского налогоплательщика, и давит сразу на все «болевые точки» – от иракской войны до системы здравоохранения.

«Это кино выступает одновременно и за защиту тропических лесов, и против приватизации и за развитие науки,» — иронизирует колумнист «Нью-Йоркера».

Парад стереотипов

Второй фаворит американских киноакадемиков, «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу, за семь месяцев в прокате собрал весьма скромную сумму в 16 миллионов долларов. Натуралистическая драма об американских саперах в Ираке снята ручными репортажными камерами и основана на документальном материале.

Кэтрин Бигелоу, всего лишь третья женщина-режиссер в истории кино, претендующая на «Оскара», уже получила престижное звание «лучшего режиссера» от лос-анджелесской и нью-йоркской ассоциаций кинокритиков, а также высшую кинонаграду Британии, BAFTA.

Казалось бы, противостояние между «Аватаром» и «Повелителем бури» предлагает голосующим «академикам» выбор между двумя альтернативными моделями кинематографа: голливудской «фабрикой грез и компьютерных технологий» и авторским высказыванием на острую политическую тему.

Между тем, некоторые обозреватели полагают, что Бигелоу, так же как Кэмерон, заслужила оскаровские номинации именно потому, что сыграла на базовых стереотипах американской системы ценностей.

Голосуют «бывшие жены»

С момента своего основания в двадцатых годах прошлого века премия «Оскар», придуманная великим киномагнатом, совладельцем компании Метро-Голдвин-Майер, Луисом Б. Майером, поощряла, прежде всего, коммерческий успех и продюсерскую изобретательность.

В отличие от большинства национальных кинопремий и крупных международных фестивалей, где награда за лучший фильм вручается режиссеру и продюсеру картины, на «Оскарах» приз за лучший фильм получает только продюсер. Эта награда удостоверяет символическое право продюсера как «хозяина» картины.

Статистика свидетельствует, что именно ленты с самым высоким прокатным рейтингом из года в год побеждают в главной категории – «лучший фильм».

Что же касается режиссеров, как это ни парадоксально, обладание «Оскаром» не всегда становится гарантом дальнейшего профессионального благополучия.

«В некоторых случаях получение «Оскара» никак не влияет на дальнейшую карьеру создавшего его режиссера. Особенно если агенты режиссера считают возможным повысить в этой связи его авторские гонорары,» — замечает нью-йоркский эксперт по связям с общественностью Люсиус Барр, чьими клиентами были оскароносцы братья Коэны и Педро Альмадовар.

«К тому же, опыт показывает, что награды за лучшую режиссуру обычно получают авторы и без того обласканные вниманием и увенчанные славой, находящиеся на пике карьеры,» — продолжает в интервью bbcrussian.com Люсиус Барр.

В десятку режиссеров, претендующих на награду в этом сезоне, кроме рекордсмена проката Джеймса Кэмерона, входят «тяжеловесы» Квентин Тарантино, Джеймс Шеридан и Роб Маршалл, не считая живую легенду Голливуда – Клинта Иствуда, чья номинация за фильм «Непобедимый» (Invictus) стала одиннадцатой в его личном оскаровском зачете.

В этом году Академия увеличила число номинантов с пяти до десяти, и сделала систему голосования мажоритарной. Эти новшества должны сделать оскаровскую интригу более острой, а результаты – менее предсказуемыми. Между тем, обозреватель «Нью-Йоркера» Хендрик Херцберг полагает, что многие из 6 тысяч голосующих «академиков» отдадут предпочтение Кэтрин Бигелоу по причинам, весьма далеким от интересов кинематографа.

«В колонии киношников есть отдельная и весьма многочисленная тусовка «бывших жен». У Джеймса Кэмерона их четыре. Номером три идет Кэтрин Бигелоу. Говорят, она отлично ладит с бывшим мужем. Однако, есть такая штука, как особенности биографии», — иронизирует обозреватель «Нью-Йоркера».

Песенка для Бандераса

С 1956 года Американская киноакадемия присуждает награды за лучший фильм на иностранном языке. Несмотря на то, что «Оскара» в этой категории в разные годы получали такие европейские «блокбастеры» как «Мужчина и женщина» Клода Лелюша, «Летят журавли» Михаила Калатозова или «Кинотеатр «Парадизо»» Джузеппе Торнаторе, для американской аудитории это все же премия второго плана.

Неоднократно номинировались на «Оскара», но никогда не выигрывали его европейские классики: Феллини, Бергман и Антониони. В СССР эта награда ценилась ниже, чем, допустим, Золотая Пальмовая ветвь Каннского фестиваля. Советским обладателям «Оскара» Сергею Бондарчуку и Владимиру Меньшову не было позволено выехать в США для получения награды – эту почетную миссию взяли на себя сотрудники советского посольства.

«Церемония «Оскаров» — это, прежде всего, гламурное телешоу, а не праздник кинематографистов, желающих поощрить своих коллег и вдохновить новые таланты,» — комментирует Люсиус Барр, специалист по PR в киноиндустрии. «Это шоу ориентировано на среднего американского телезрителя, и его организаторы не стремятся показывать действительно яркие и самобытные образцы зарубежной культуры,» — продолжает Люсиус Барр.

В качестве примера тотальной американизации церемонии Барр приводит историю, произошедшую в 2004 году, когда «Оскар» за лучший иностранный фильм получили «Дневники мотоциклиста» Вальтера Саллеса. «Автор песни, уругваец Хорхе Декслер, мечтал спеть на церемонии. Однако продюсеры шоу и представители телекомпании решили, что вместо никому неизвестного уругвайца песню должен спеть Антонио Бандерас, который, по правде сказать, ее просто изуродовал.

Так вот: когда объявили, что «Оскар» вручен «Дневникам мотоциклиста», Декслер вышел на сцену, и вместо того, чтобы говорить речь, пропел чистейшим и звонким голосом свою песенку, глядя прямо в глаза Бандерасу… Это был незабываемый момент для меня и моих латиноамериканских друзей, сидевших в зале!» — вспоминает Люсиус Барр в интервью bbcrussian.com.

Художественные фильмы из России (или СССР) удостаивались «Оскара» четыре раза. В последний раз, в 1994 году, награда в категории «лучший фильм на иностранном языке» была присуждена «Утомленным солнцем» Никиты Михалкова.

Российские фильмы – лауреаты «Оскара»

1942 г. – «Разгром немецких войск под Москвой» (реж. Леонид Варламов и Илья Копалин, документальный) 1968г. – «Война и мир» (реж. Сергей Бондарчук) 1975 г. – «Дерсу Узала» (реж. Акира Куросава – совместное производство СССР и Японии) 1980 г. – «Москва слезам не верит» (реж. Владимир Меньшов) 1994 г. – «Утомленные солнцем» (реж. Никита Михалков) 2000 г. – «Старик и море» (реж. Александр Петров, анимация)

Источник: bbc.co.uk


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Харрисон Форд: «Я всем говорю, что я счастливчик»
  • Дж. К. Роулинг и плагиат?
  • Роль Саманты влияет на жизнь Ким Кэтролл
  • Скорсезе и ДиКаприо сохраняют лидирующую позицию по кассовым сборам
  • Смерть Владислава Галкина не случайна? О жертвах Воланда, «Мастера и Маргариты»


  • Top