Владимир Высоцкий в кино

The Epoch Times26.03.2010 Обновлено: 06.09.2021 13:43

Говоря о своей работе в кино, Владимир Высоцкий называл такие цифры: снимался в 24 фильмах, в 12 исполнял главные роли, для 10 написал песни (заметим: исследователи его творчества скрупулёзно посчитали все его выступления в кино – более чем за 20 лет, набралось около 30 фильмов).

Режиссёр Александр Митта, снявший Владимира Высоцкого в роли арапа в фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», как-то сказал: «Высоцкий осуществил мечту каждого человека — выразиться полностью, всем существом сразу, и умом, и сердцем, и телом, и голосом, и мыслью, и страстью». Как отмечают те, кто работал с ним в кино, что Высоцкий был невероятно продуктивен. Нигде не халтурил, всегда был чем-то занят.

В Высотском, как утверждают те, кто его хорошо знал, существовало одновременно несколько людей.  Среди  них, как равный с поэтом, мастером, авантюристом, мудрецом, жил ребёнок — доверчивый, ранимый, дерзкий и застенчивый. При этом он был честолюбив. Вот уж кому не было чуждо «ничто человеческое». Но все проявления его личности было столь естественным и простодушным, что располагали к нему людей. Он любил нравиться, и в этом было что-то чисто детское. Может быть даже поэтому, он сочетал работу в театре и кино. Ему было мало одной аудитории, где он своим темпераментом добела раскалял современную интерпретацию идей Шекспира и Брехта.

Он шёл дальше и это несмотря, что времена были «хмурые». Мелочные надзоры, вкусовые придирки и необъяснимые запреты в то время стали для многих артистов непреодолимыми барьерами в их профессии. Например: Быкову, Евстигнееву, Чуриковой – не давали положительных ролей, а Елена Соловей и Олег Даль не рекомендовались на эти роли по причине, что их лица носят «не русский» характер. Владимира Высоцкого спасало то, что в кино у него были тайные почитатели, хотя, как вспоминает он сам, что в кино случались порой странные истории.

Например, как это было в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли», для которого он написал девять баллад, ни одна из них в фильм не вошла. Та же история произошла с фильмом «Стрелы Робин Гуда», куда не вошли шесть баллад. Более того, чиновники от кино не только не допускали его песни до экрана, но и заменяли в его текстах к песням слова, меняя тем самым смысл. Об этом рассказал друг Владимира Высоцкого артист Борис Хмельницкий.

Александр Митта о том времени вспоминает: « Недопустимо было слово «дурак», совершенно невозможна «задница». Вместо «свобода» лучше было сказать – «воля». Даже слово «мясо» и «колбаса» вызывали неудовольствие. Зачем поминать то, чего мало? Какие уж тут песни, где все слова в резких, неудобных сочетаниях?». Геннадий Шпаликов тогда ещё сказал, что скоро все песни будут состоять из одного только слова: «Хорошо, хорошо, хорошо-ооо!»

Песни Высоцкого были другими: конфликтная героика, монологи людей, которые идут на подвиг и на смерть одновременно. Он выводил их на бой со словами: «Всё или ничего! Победить или умереть!» Компромисс был для него физиологически невозможен. Глубина его песен, содержательность порой закрывали собой фильм, для которого они писались. Некоторые режиссёры признавались ему в этом сами, и это была сущая правда.

Все его роли в кино – это сыгранное всегда на одном дыханье. Эта манера говорить с раскатистым «р». Это хрип, рвущийся вулканом из его нутра. Это безмерная любовь к тому, что ты делаешь и к тем, для кого ты это делаешь. Г. Полак вспоминает то время, когда снимал Высоцкого в фильме «Интервенция», где он играл роль неуловимого коммуниста-агитатора Воронова-Бродского: «Володя выделялся, прежде всего, своей естественностью. Он обладал творческой щедростью, работая с партнёрами по фильму: Золотухиным, Копеляном, Аросевой, Толубеевым».

Высоцкий очень любил «Интервенцию» и делал большую ставку на роль Бродского, поэтому весть о том, что картину положили на полку, была для него тяжёлым ударом. Буквально перед самой смертью, в разговоре с Г. Полаком, он посетовал на то, что чиновники зря запрятали этот фильм от народа, мол, правду не прикрыть никакими запретами.

Высоцкий никогда не играл роли-штампы. Да, он был узнаваем, но при этом образы, создаваемые им в кино, не наслаивались один на другой – они просто стояли все в ряд. Каждый по-своему не похожий на все остальные, а вместе – это космос Владимира Высоцкого. Не зря друзья прозвали его «Высотой». Было в этом что-то и для него и для всех нас ориентиром: к чему стремиться и как.

Его друг Станислав Говорухин, больше всех из режиссёров снимавший Высоцкого, очень доверял ему. Он считал его неким амортизатором между тем, что рождалось на экране и тем, что происходило уже потом в зрительном зале. Это фильмы: «Вертикаль» (1967г.), «Белый взрыв» (1969г.), «Место встречи изменить нельзя» (1979г.) Странные судьбы, разные люди, а сколько в них света и искренности.

Сегодня можно услышать, что лучшая роль Высоцкого – это роль белогвардейского офицера в фильме «Служили два товарища». Не будем спорить. Сам Владимир Семёнович не однократно по этому поводу говаривал, что лучшее всегда остаётся там, за горизонтом, а поэтому не написанная песня или стих, не сыгранная роль в театре или в кино – всё это ушло вместе с ним.

Из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР:
«… присудить Государственную премию СССР 1987 года Высоцкому Владимиру Семёновичу (посмертно) – за создание образа Жеглова в художественном телевизионном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен».

Как говорится: лучше поздно, чем никогда. Конечно, это никак несравнимо с народной любовью к нему и это действительно так: Владимира Высоцкого помнят. Он сумел пробить брешь в нашем сознании, достучался до нас своими песнями и ролями в кино. Уж теперь не надо прятаться где-то в закутках коммуналок и слушать его хрипловатый голос по магнитофону, не надо оглядываться… Пришли другие времена, но вот странность: или жизнь стоит на месте, или мы не хотим меняться? Песни его остались актуальными и по сегодняшний день и до сих пор клеймят тех, кто рядится в одежды добродетели.

Владимир Высоцкий задал своим творчеством высокий темп не для того, чтобы выделиться самому, а для того, чтобы подтянуть всех нас, живущих сегодня,до неба, поднять с колен.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА