Генеральный директор Бостонской консультационной группы об экономическом кризисе и возможностях его преодоления


Фото: Генеральный директор Boston Consulting Group Ханс Пауль Бюркнер, в беседе с главным редактором немецкого издания Epoch Times Флорианом Годовитс. Фото: Maria Zheng/The Epoch TimesФото: Генеральный директор Boston Consulting Group Ханс Пауль Бюркнер, в беседе с главным редактором немецкого издания Epoch Times Флорианом Годовитс. Фото: Maria Zheng/The Epoch TimesБостонская консультационная группа (Boston Consulting Group) является номером 1 среди мировых управленческих консультантов. Мы побеседовали с ее генеральным директором Ханс-Паулем Бюркнером об экономическом кризисе, возможностях его преодоления, успехах и поражениях глобализации и о роли руководителей.

— Господин Бюркнер, как вы оцениваете ситуацию в мировой экономике на настоящий момент, в частности, в Китае — где мы находимся, куда идем?

Х.Б.: Кризис еще не миновал, в настоящий момент мы еще переживаем постоянные колебания: происходит небольшой спад, и, через некоторое время, рынки снова оживают. Нам надо использовать этот кризис для того, чтобы заняться решением накопившихся нерешенных проблем. Например, сохранить рынки и, таким образом, привести к успеху декларацию Дохи (Doha Development Agenda — Декларация министров стран-членов ВТО).

Нам не поможет протекционизм. Он делает нас беднее. Это касается Европы, но также и Китая. Последние тендеры на ветрогенераторы были открыты только для китайских предпринимателей. Иностранные инвесторы были исключены по невразумительным причинам. Можно сказать, что китайское правительство собирается развивать ветроэнергетику в Китае. Это произойдет и так. Но это не должно происходить с такой напряженностью, так как поведение такого рода вызывает определенные негативные реакции.

— Как раз относительно Дохи — не так ли, что китайцы, грубо говоря, облапошивают Запад? Что протекционистские меры, принимаемые китайцами, не соответствуют тому, что они требуют от Запада?

Х.Б.: Я не знаю этих требований детально. Но думаю, что для всего мира важно, чтобы декларация Дохи способствовала дальнейшему открытию рынков. Конечно, для этого каждый должен приложить усилия. Каждая страна должна умерить свои протекционистскую политику — идет ли речь о сельскохозяйственных субсидиях или ограничении доступа в определенные отрасли индустрии. Так как, если мы все станем более открытыми, то получим больше прибыли, в конце концов.

— Итак, вы твердо убеждены, что хотя глобализация в настоящий момент и переживает определенную неудачу, но это тенденция, которую следует оценивать позитивно.

Х.Б.: Очень позитивно. Конечно, мне известно, что есть также и критические голоса. Для рабочего, фабрика которого закрывается и переносится в Азию, ситуация, конечно, не радостная. Для него это большая проблема, это ясно. Всегда есть значительные трения и индивидуальные судьбы, которые определенно проблематичны.

Но если учесть, что в последние 20 — 25 лет Китай, Индия и Восточный блок стали частью мировой экономики — это примерно один миллиард людей, скоро будет два — то это позитивное направление. Развитие этих стран немного приторможено кризисом, но не остановлено.

Во всем мире за последние 20 — 30 лет уровень жизни повысился. Процент людей, которые должны жить на 1 — 2 доллара в день, снизился. Это не значит, что через год или два, эта тенденция глобализации снизится. Во время кризиса многие вынуждены страдать, это касается как китайских рабочих мигрантов, так и строителей в Индии, а также в Средней Азии, России, западной Европе или северной Америке. Это волнообразный процесс, в котором проявляется действие этого кризиса. Но общее развитие остается позитивным.

— Какие меры предлагает Бостонская консалтинговая группа для разрешения существующего кризиса?

Х.Б.: Мы работаем преимущественно с предприятиями, частично и с правительствами. Решение для отдельных компаний таково: сохранять и повышать конкурентоспособность. Это значит, сначала основательно проверить, пользуется ли продукция спросом, соответствует ли мировым стандартам, что производить, а что нет. Повышать эффективность, разрабатывать новые виды продукции; инвестировать в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также оптимизировать и адаптировать работу с поставщиками и создание добавочной стоимости к новым условиям.

Это не значит, что все предприятия теперь надо переместить в Китай или в Индию, или куда бы – то ни было. Но для каждой продукции или услуги рассмотреть соответствующие элементы в сети создания добавочной стоимости и выяснить, где определенная часть окажется наиболее эффективной. И, конечно, учитывать возможные альтернативы и проблемы логистики. Если вы, например, зависите от краткосрочных поставок, тогда нет смысла складировать продукцию на расстоянии тысяч километров и быть зависимым от морских портов, которые постоянно переполнены. Это все надо учитывать.

— Как вы рассматриваете вопрос акционерной стоимости ? Фредмунд Малик из Санкт-Галлена рассматривает его критически, он говорит: Европа имеет преимущество, потому, что тут акционерная стоимость не стоит на первом плане. Как вы считаете, возможен ли в будущем отказ от интереса исключительно к рентабельности и прибыли?

Х.Б.: В конце концов, речь идет о создании стоимости, о повышении курса акций не на короткое время, а на продолжительное. Тем, что вы значительно снижаете цены и не инвестируете в исследования и развитие, вы можете поставить под угрозу будущее. Это определенно заметят инвесторы, и, я думаю, что забота о продолжительной экономичности чрезвычайно важна. Конечно, успешная экономика соответствует целям инвесторов. Кто стремится к долгосрочному успеху, тот заботится об интересах сотрудников и всей компании, в которой он работает. Сильные компании, успешные предприятия создают капитал для всех участников.

— Как вы определяете сильную компанию?

Х.Б.: Это такое предприятие, которое получает высокую прибыль, постоянно растет и все больше завоевывает рынок, в результате чего реинвестирует, растет далее, повышая продуктивность. Это как круговорот. Этот круговорот нужно поддерживать. Так как это создает рабочие места, общество от этого тоже получает пользу. Некоторые предприятия играют важную роль в жизни города, в котором они находятся.

Они оказывают помощь там более, чем где-либо – например, в области образования или развития города. В Германии это Даймлер, Порше и Бош для города Штуттгарта. Или Мюнхен с предприятиями Сименс, БМВ или МАН. Города живут за счет этих кластеров и получают пользу от успешной работы этих предприятий. Не только благодаря получению большого налога на предпринимательство и налоговых поступлений, но также и активному участию предприятий в общественной жизни.

— Это ясно.

Х.Б.: Если речь идет о быстром увеличении прибыли за счет будущего, это не принесет ничего хорошего. Это не было хорошим, и никогда не станет. Конечно, есть такие активисты среди акционерных обществ, которые проводят меры по краткосрочному повышению курса акций, такие, как продажа частей предприятий , снижение производительных мощностей или закрытие предприятий. Это может привести к среднему или продолжительному успеху, но может и быть так, что речь идет действительно только о кратковременной оптимизации – тогда это рассматривается негативно с позиции акционерной стоимости.

— Существует ли моральная ответственность руководителей?

Х.Б.: Это само собой разумеется, что у руководителей есть моральная ответственность перед людьми, перед обществом, в котором они работают. Руководители должны особенно осознавать эту ответственность. Руководящую позицию может занимать продолжительное время только тот, кто является образцом для других, особенно в вопросах морали.

— Как вы оцениваете настоящее экономическое положение США?

Х.Б.: США находятся на пути к улучшению ситуации. В этом и следующем году ожидается прирост на 3%, и значительное снижение безработицы.

— Какие предприятия выйдут из кризиса укрепленными?

Х.Б.: Сильными из кризиса выйдут предприятия, которые последовательно работают над повышением конкурентоспособности, концентрируются на тех подразделениях предприятия, в которых они могут предложить выдающиеся услуги или продукцию. Имеются в виду предприятия, которые постоянно улучшают эффективность и активно организовывают индустриальную среду.

Версия на немецком


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Чиновники: коммуналки, вероятнее всего, не исчезнут
  • Оппоненты «Охта центра» дошли до Страсбурга
  • Болгарский древний обычай приветствовать весну
  • Весенний призыв в армию: за кем ответственность?
  • Бизнесмен Андрей Хартли остановил автомобиль советника президента, двигавшийся по полосе встречного движения


  • Top