Портреты двух женщин

The Epoch Times24.09.2015 Обновлено: 06.09.2021 14:26
Живопись Караваджо
Живопись Караваджо
Картина французской художницы-портретистки Элизабет Виже-Лебрен, достойно представляющей культуру эпохи 18-го века. Виже, позабытая в современных книгах по истории искусств, была очень известной в свое время и удостоилась чести быть придворной художницей королевы Марии Антуанетты.

Две женщины

Элизабет Виже, дочь художника Луи Виже, родилась в Париже в 1755 году. Уже в детстве она выделялась необыкновенным талантом. Ее отец предвидел, что она станет великой художницей, он постоянно направлял её творчество и поддерживал в изучении секретов изобразительного искусства.

В этом же году в Вене, в австро-венгерской дворянской семье родился еще один ребенок, и назвали ее Мария Антония Йозефа Иоганна. Ее матерью была императрица Мария Терезия, ее отцом — император Франц I. В возрасте 15 лет Мария Антония обвенчалась с будущим королем Франции Луи XVI и изменила свое имя на Мария Антуанетта. Она не была счастлива в браке, чувствовала себя одинокой вдалеке от семьи, от Вены. Своё время она пыталась скоротать на балах, званых вечерах, ведя расточительный образ жизни.

В возрасте 12 лет у Элизабет Виже внезапно умирает отец, ей пришлось пережить нелегкий период. С 15 лет она должна бала зарабатывать на жизнь рисованием, чтобы помогать семье. Друг семьи, художник Габриэль Франсуа Дойян, принял ее «под свое крыло». Через него Виже познакомилась с известным художником Габриэлем Бриаром, который работал в студии Лувра. Виже многому научилась у него и благодаря ему усовершенствовала свою технику живописи.

В Лувре Виже знакомится с двумя выдающимися французскими художниками: Жозефом Верне и Жаном Батистом Грезом, которые открыли перед ней двери в закрытые коллекции Лувра. Итак, имея доступ к картинам известнейших художников, она получила возможность овладевать различными техниками.

Виже достаточно быстро стала известной, и вскоре появились заказы на ее работы. Она писала в основном женские портреты знатных особ высшего общества. Юная художница упорно отказывалась от заказов на мужские портреты, считая, что заказчики только ищут предлог для знакомства. В 21 год Виже вышла замуж за художника и торговца живописью Жана Батиста Пьера Лебрена, у них родилась одна дочь. Пьер Лебрен многое сделал для развития творчества Виже.

В 1774 году Мария Антуанетта становится королевой. Из-за нерешительного характера Людовика ХYI некоторые говорили, что именно она правила Францией. Антуанетта покровительствует тем, кого любит, и отдаляет тех, к кому не благоволит. Она расточительна, ее государственные решения направлены на удовлетворение собственных желаний, что не всегда соответствует потребностям народа. Известное её выражение: » Если нет хлеба — ешьте пирожные «, — хорошо иллюстрирует ее равнодушие к людским страданиям. После визита в Париж ее брат Иосиф II сказал ей: «Революционный переворот близок, он будет жестоким, и ты явишься его причиной».

Встреча

В 1778 году, узнав о замечательном таланте Элизабет Виже, Мария Антуанетта заказала у молодой художницы портрет. Любившая искусство Мария Антуанетта просила многих художников нарисовать её портрет. Говорили, что её матери не нравился ни один из посланных ей портретов дочери, пока она не получила портрет, нарисованный Элизабет Виже.

Виже, последовательница неоклассицизма, всегда рисовала свои модели, подчёркивая положительные стороны, сохраняя при этом простоту и естественность. Она облагораживала контуры фигуры королевы, текстуру и цвет волос, улучшая общий вид и выделяя её высокий статус, подчёркивая уверенность монаршей особы. Очевидно, художнице удалось подметить что-то скрытое во внешности Марии Антуанетты и изобразить её очень похожей и в то же время неповторимо элегантной.

Виже удалось польстить королеве, и та назначила её главной художницей Версаля. Вдобавок к этому молодые 23-летние женщины быстро подружились и стали поверять друг другу сокровенные тайны. В течение десяти лет дружбы между ними Виже нарисовала около тридцати портретов королевы. В 1783 году Мария Антуанетта помогла Виже поступить во Французскую Академию Художеств, что являлось почти невозможным событием для женщин того времени.

Революция

Из-за связи с Марией Антуанеттой между 5-6 октября 1789 года, в ночь начала революции, Элизабет Виже бежала из Парижа вместе со своей дочерью. Она оставила все свои вещи и рисунки. В течение нескольких лет она жила в Риме, Вене, Лондоне и Санкт-Петербурге, продолжая рисовать портреты женщин и девушек высшего сословия.

Мария Антуанетта была арестована революционерами и находилась под арестом вместе с Луи XVI, пока не было принято решение отменить монархическое правление и создать конституцию.

16 октября 1793 г. Мария Антуанетта была казнена на гильотине.

После революции Виже получила разрешение вернуться во Францию, она сказала: «Женщины правили в эту эпоху, а революция свергла их с королевского трона». В 1835 году Виже издала свои мемуары, которые имели успех. До дня смерти в 1842 году Виже продолжала рисовать.

Версия на иврите


Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА