Экологи: утилизованный плутоний опасен для здоровья


7 апреля группа «Экозащита!» представила доклад, посвященный планам «Росатома» по развитию плутониевой экономики. Это первый за последнее десятилетие независимый доклад, посвященный программе использования на российских АЭС плутониевого топлива и связанному с ней риску для здоровья населения и окружающей среды, сообщает пресс-центр группы «Экозащита!».

В соответствие с российско-американскими договоренностями в области разоружения, в реакторах на быстрых нейтронах БН-600 и БН-800 на Белоярской АЭС должно быть «утилизировано» 34 тонны российского оружейного плутония из демонтированных ядерных боеголовок. Этот плутоний будет использован для производства т.н. МОКС-топлива (смешанное оксидное уран-плутониевое топливо).

Плутониевое топливо может быть использовано и на реакторах типа ВВЭР-1200, строительство которых начато в ряде регионов России.

В докладе подробно описываются атомные объекты, связанные с плутониевой программой — Белоярская АЭС (Свердловская обл.), НИИАР (Димитровград), ГХК (Красноярск-26), СХК (Томск-7), произошедшие на них аварии и инциденты, связанные с ними экологические проблемы. Также в докладе уделено внимание вопросам ядерного нераспространения, возникающим в связи с плутониевой программой «Росатома», и общественному мнению в регионах, затронутых этой программой.

Российское правительство, несмотря на критику экологических организаций, 21 января утвердило выделение 128,3 млрд руб на реализацию федеральной целевой программы (ФЦП) по ядерным технологиям нового поколения на 2010-2015 годы и на перспективу до 2020 года, сообщает представитель группы «Экозащита!».Основная часть средств предназначена для финансирования объектов плутониевой программы, в том числе быстрых реакторов.

Развитие реакторов на быстрых нейтронах и использование в них плутониевого (МОКС) топлива рассматривается, как инновационная технология, несмотря на то, что реактор на быстрых нейтронах БН-800 находится в стадии строительства уже 26-й год.

Учитывая, что принципиальное внимание новым системам безопасности уделялось в основном после Чернобыльской аварии 1986 года, БН-800 не может соответствовать современным стандартам безопасности, ведь его проект был разработан еще в 1970-х.
Экологи утверждают, что в программе развития атомной энергетики, помимо этого реактора, нет других энергоблоков на быстрых нейтронах, а значит нет утвержденных планов развития этой технологии в будущем. А также много вопросов вызывает цена БН-800 — официальные цифры отсутствуют, однако по независимым оценкам за 25 лет на возведение этого блока уже потрачено свыше $6 млрд.
Отрывки из доклада:

«Новые атомные энергоблоки типа ВВЭР-1200 и БН-800, строительство которых идет на нескольких АЭС России — способны работать на уран-плутониевом топливе, вместо обычного уранового. Менее чем через 10 лет несколько таких реакторов уже могут быть введены в эксплуатацию в европейской части России, на Урале и в Сибири…

…Внедрение МОКС-топлива на АЭС России неизбежно приведет к тому, что в составе радиоактивных отходов окажутся частицы плутония, которые будут регулярно сбрасываться в окружающую среду, неконтролируемо распространяться в ней…

Плутоний имеет свойство накапливаться в поверхностных слоях почвы. Опасность, которую представляет плутоний, усугубляется тем обстоятельством, что его крайне трудно обнаружить за пределами специально оборудованных лабораторий и в организме человека.
Что же касается предельно допустимых норм поступления плутония в организм, то «один грамм оксида реакторного плутония соответствует годовому пределу поступления через органы дыхания для 40 миллионов человек. Предельно допустимое количество плутония, поступающее через органы дыхания, для обычного гражданина равно одной миллиардной грамма (0,000000001 г)» [6].

…Собранные сведения однозначно свидетельствуют о том, что использование МОКС-топлива в промышленных масштабах на российских АЭС приведет к всплеску аварий и быстрому росту количества плутония, распространяющегося в окружающей среде. Это создаст масштабную угрозу здоровью населения и выведет проблему радиоактивного загрязнения окружающей среды на принципиально новый уровень.

Российские государственные службы не готовы к ликвидации плутониевого загрязнения, не имеют обученного персонала и крупных средств для того, чтобы наладить плутониевый мониторинг, что является чрезвычайно дорогой и технически сложной задачей.

Также вызывает серьезную тревогу безопасность транспортировок плутониевого топлива. В последние годы в России регулярно происходят аварии на железных дорогах, а радиоактивные грузы плохо охраняются…

Экологические активисты в Санкт-Петербурге неоднократно вплотную приближались к контейнерам с радиоактивными отходами, поступающими из Европы. Учитывая, что в рамках российской плутониевой программы предполагается перевозить на большие расстояния МОКС, имеющий в составе оружейный плутоний, который может быть использован для создания ядерной бомбы — слабая охрана (риск хищений и терактов), а также плохое качество российских железных дорог (риск аварий) вызывают серьезные опасения».

Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Насколько эффективны ваши обогреватели?
  • Автозавод «Урал» бастовал почти сутки
  • Антитабачники выступили в защиту социальной рекламы "Все равно?"
  • АИЖК делает ставку на жилье эконом-класса
  • В Подмосковье запретят ночную продажу алкоголя


  • Top