Школа для детей глазами взрослых

The Epoch Times16.04.2010 Обновлено: 06.09.2021 13:43
Если есть возможность сделать выбор при выборе школы, то сделайте его. И пусть ваш ребенок будет   доволен той помощью, которую вы ему оказали. Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха
Если есть возможность сделать выбор при выборе школы, то сделайте его. И пусть ваш ребенок будет доволен той помощью, которую вы ему оказали. Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха
С 1 апреля начинается запись детей в первые классы общеобразовательных школ. Многие родители задумываются не только о том, какую школу выбрать, но и какой учитель будет обучать их детей в течение четырех лет.

Результаты опроса, проведенного недавно ВЦИОМ, чтобы выяснить, как родители выбирают школу для своего ребенка, прокомментировала на пресс-конференции, посвященной выборе школы и учителя для первоклассника, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования (РАО) Марьяна Безруких. В первую очередь она обратила внимание журналистов на то, что критерии выбирали не родители — они были даны социологами.

Родители хотят «человеческую школу»

М. Безруких утверждает, что в течение последних пяти лет родители хотят для своих детей «человеческую школу», где к ним будут относиться лояльно, считаться с их индивидуальными и возрастными особенностями. До этого доминировал вариант школы, который давал высокий процент выпускников, поступающих в ВУЗы, а также учитывающий близость к дому.

Программа обучения. Нагрузка по плечу?

Директор института возрастной физиологии РАО также отметила, что при выборе школы родители практически не интересуются программой. И только к концу первого, или, даже, второго класса, понимают, при выявлении комплекса проблем, что попали в школу с интенсивной программой обучения.

Как выясняется позднее, не всем детям такая программа по плечу – ускоренное изучение базовых навыков письма и чтения, наличие многочисленных дополнительных, или, как их еще называют, факультативных занятий. Более того, выполняется «социальный заказ родителей», которые, по словам М. Безруких, хотят «не один иностранный язык, а два, а еще бальные танцы и хоровое пение…». «Но мы должны понимать, что все это нагрузка. Пусть это другие виды деятельности, но все это нагрузка», — подчеркнула директор института.

Выбор школы для себя

По данным ВЦИОМ, 37% респондентов считают, что ситуация в нашей системе школьного образования тревожная, 12% — кризисная.

«Вообще это очень серьезная проблема, потому что таковой ситуацию оценивают 49% тех родителей, чьи дети не справляются с учебной нагрузкой. Это не взгляд со стороны, это их проблемы, проблемы их детей», — прокомментировала М. Безруких. По ее мнению, такое положение напрямую связано и с интенсивными программами обучения, и с выбором «неадекватной, не соответствующей возможностям ребенка школы».

Вот один из примеров.

— «Скажите, пожалуйста, но, если я все-таки хочу, чтобы мой ребенок, который занимается в логопедическом детском саду, пошел в языковую школу, я могу на этом настаивать?» — спрашивает мама после беседы о критериях выбора школы, прошедшей перед огромной аудиторией в Калининграде, — рассказывает директор института возрастной физиологии РАО. – То есть, мы больше трех часов обсуждаем эту проблему, объясняю, что языковая школа не для детей с нарушениями речевого развития, им нужно будет еще долго работать над собой в начальной школе, формировать родную речь, осваивать чтение, русский язык. Им нужно будет научиться грамотно писать. Это не просто ребенок с какими-то проблемами речевого развития, он в логопедическом детском саду — у него серьезные проблемы. Но мама говорит: «А я хочу».

Так или иначе, делает вывод М. Безруких, главный критерий выбора школы родителями – выбор школы для себя. Родители сами выбирают понравившуюся им школу, не считаясь с тем, по силам ли это будет их детям. «И я думаю, — подытожила она, — что это основная беда детей, основная проблема родителей, и, на самом деле, основной фактор, который и определяет оценку нашего образования как тревожную и кризисную».

Оценка работы учителей

По мнению респондентов, учитель сегодня — это душевный, трудолюбивый, получивший все за счет образования, достаточно интересный, но не самостоятельный, а, скорее, подчиненный человек.

Душевность учителя выдвигается на первый план, что, по мнению М. Безруких, является «традиционным мифом» наравне с трудолюбием и любовью к детям, потому что учитель «не должен отдавать свое сердце», «иначе эффект выгорания неизбежен», а он «очень высок», так как учителя «психологически, эмоционально истощаются, особенно к концу года».

«И связано это, на мой взгляд, прежде всего с тем, что приходится работать сердцем, потому что не хватает знаний, — отметила она. — И это главная проблема наших учителей. Ведь учитель, прежде всего, должен быть знающим. Он должен знать не только свой предмет, он должен знать ребенка, понимать его возрастные и индивидуальные особенности, уметь индивидуально работать с ним».

«Родители на это тоже не очень обращают внимание, — говорит М. Безруких. — Они хотят учителя строгого. И уважительное отношение к ребенку выделяют только 15% родителей. А все потому, что родители сами не уважают своих детей».

Предметы, которые важны для жизни

Согласно опросу, 50% наших граждан считают, что математика является тем предметом, который в первую очередь может пригодиться в жизни. 47% выбрали русский язык.

«Только 47% нашего населения считают, что человек должен быть грамотным. А ведь неграмотный ребенок – это, в дальнейшем, функционально неграмотный человек, — комментирует ситуацию директор Института возрастной физиологии РАО. — Функционально неграмотный специалист может ВУЗ закончить. А потом мы в ужасе ищем хорошего врача, хорошего юриста, хорошего специалиста, который нам нужен».

Так или иначе, делает вывод М. Безруких, подобное отношение к обучению ребенка в школе требует очень серьезного осознания. И не только родителями. Важно пересмотреть саму систему образования в целом.

*****

Для тех, кто уважает математику, уважает историю, но времени на нее не находит, а также для тех, кто не уважает математику и ленится в изучении истории, создан сайт, где максимально выложены все контрольные по истории. Зачем учиться и тратить свое драгоценное время, заходи на сайт, там за тебя уже все сделано.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА