Темнота провоцирует ложь


Темнота может скрыть личность и создать благоприятные условия для лжи, — говорится в новой научной работе, опубликованной в журнале Psychological Science.

Исследование показывает, что темнота может вызвать психологическое ощущение анонимности, как у детей, играющих в прятки, которые верят, что другие не могут их видеть. Даже искусственная темнота, когда люди носят темные очки, может вызвать убеждение, что они защищены от внимания и контроля со стороны других.

«Темнота вызывает у людей ложное чувство, что их личности скрыты», — пишется в исследовательской работе.

Психологи Чэнь-Бо Чжун и Ванесса Бонс из университета Торонто, а также Франческа Джина из университета Северной Каролины в Чапел-Хилл, провели три эксперимента, чтобы проверить роль темноты в провоцировании нечестности и корыстного поведения.

В первом эксперименте, испытуемые, которые были размещены в темном и в хорошо освещенном помещении, получали коричневый конверт с десятью долларами наряду с одним пустым белым конвертом. Затем им давали задание заполнить таблицу из двадцати матриц, каждая из которых содержала 12 трехзначных чисел.

Для обнаружения двух чисел в каждой матрице, которые в сумме составляли 10, участникам давалось пять минут, их также попросили оценить их собственную работу. За каждую пару правильно определенных чисел они имели право оставить себе 50 центов.

В конце эксперимента, испытуемых попросили на выходе положить оставшиеся деньги в белые конверты. Хотя эти две группы не продемонстрировали никаких различий в успешности при выполнении задания, люди в тусклой комнате обманывали больше и поэтому заработали больше незаслуженных денег.

Во втором эксперименте, некоторые участники надевали темные очки, а другие — очки с прозрачными стеклами во время общения с незнакомцем (на самом деле являвшийся экспериментатором), который находился в другом помещении. Каждый человек имел $ 6 которые мог поделить между собой и незнакомцем, или мог не делить. Участники, носящие темные очки вели себя более эгоистично, давая значительно меньше, чем те, у которых были очки с прозрачными стеклами.

В третьем эксперименте, ученые воспроизвели предыдущий опыт, а затем измерили степень, до которой участники чувствовали себя анонимными во время эксперимента. Как и в прошлом опыте, те, кто носит темные очки дали значительно меньше денег и, кроме того, те, кто носили темные очки, сообщили, что они чувствовали более анонимными в ходе исследования.

Во всех трех экспериментах, темнота никак не влияла на фактическую анонимность, но все же усиливала сомнительное с моральной точки зрения поведение.

«Представьте, что человек, находящийся один в закрытой комнате решает, лгать ли незнакомцу по электронной почте», — сказал Чжун в пресс-релизе. «Очевидно, что степень освещенности не повлияет на реальный уровень анонимности человека. Тем не менее, темнота может провоцировать неэтичное поведение в таких ситуациях».

Версия на английском


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Обнаружен новый вид динозавров
  • Раритетные автомобили демонстрируют в Киеве. Фоторепортаж
  • Планетарный бильярд обнаружили астрономы
  • «Скорпионс»: когда веет ветер прощания
  • Геном, полученный из клеток опухоли, поможет в борьбе с новообразованиями


  • Top