Эстетические ценности китайской живописи


Локва и горные птицы времен Южной династии Сун (1127-1279). Фото: Wikipedia Локва и горные птицы времен Южной династии Сун (1127-1279). Фото: Wikipedia Китайская живопись является древним историческим наследием и имеет глубокие корни в культуре. Она уделяет особое внимание художественному замыслу и духовным сферам.

Через персонажи и предметы, изображенные художником, зрители получают возможность осознать эстетические и моральные нормы и постичь более глубокую истину о жизни на Земле и высших сферах.

Есть три основных типа творческой концепции в китайской живописи: открытость, прямота, естественность и гармония; благородство, элегантность, очарование, статность и величие; спокойствие, торжественность и степенность.

Исторически эти три художественных стиля получили самую высокую оценку, произведение считалось выдающимся только в случае, если оно соответствовало одному из этих трех стандартов.

С помощью картины также передавался дух верности, справедливости и прямоты или классическая элегантность простоты, которая высоко ценилась в Китае. Картины божеств, Будд, космического пространства и портреты отдельных персонажей, а также изображение растений: сливы, орхидеи, бамбука и хризантемы — чаще всего изображались в китайской живописи.

У Даодзи, художник времен династии Тан, почитался как «святой живописи». Он создал фрески с Буддами и даосами в четырехстах помещениях храмов в Чанъани и Лояни.

Картины отображают торжественность божественных существ и славу священного небесного царства. Когда он рисовал в храме Синшань (Синшань буквально означает «поощрение доброты»), жители Синшань, в том числе молодые и пожилые люди, приходили наблюдать за его работой, восхищаясь и хваля его.

Его картины волновали сердца людей выражением возвышенных идеалов божественных существ. Сострадание и доброта божественных существ являлись чистым источником вдохновения для творчества художника и магнитом для зрителей. Люди все больше убеждались в том, что за добро и зло последует должное воздаяние, и они становились более твердыми в своей решимости продолжать совершенствоваться.

Портреты первого императора династии Тан Ли Шиминь — «Подлинное лицо Тайцзуна» и его правительства — «Двадцать четыре выдающихся министра Линянь» художника Янь Либена времен династии Тан были настолько реалистичны, что считались «апофеозом в живописи».

Его картина «Западные регионы», изображающая персонажи и события различных этнических меньшинств, отражает дружественные и гармоничные отношения, которые существовали между различными народностями во времена династии Тан.

Другая его картина «Наставления Вей Чжен» изображает чиновника Вэй Чжена, который дает императору Тайцзуну откровенные и прямые советы и отображает желание императора принять их. Все эти картины превозносят славу и процветание династии Тан и передают энергичный дух предков, что является самым важным для людей, стремящихся к вечному.

Использование «метафоры добродетели» является одной из характерных черт китайской культуры. Она проводит параллель между отдельными предметами и положительными качествами человека. Например, бамбук символизирует «целомудрие», сливы олицетворяют «силу характера», хризантемы — «мужество» и т.д.

Художник времен династии Юань Ван Мянь вдохновлялся цветущей сливой протяжении всей своей жизни. Кроме того, на своих художественных полотнах, он писал стихи, тем самым придавая своим картинам чрезвычайный смысл.

Китайские живописцы уделяют самое пристальное внимание заднему плану и ассоциациям, создаваемым картиной. Если художнику удастся найти отклик у зрителя, зритель будет понимать настроение художника без дополнительных объяснений. Это требует от художника не только хорошей техники и создания идеальной композиции, но и нравственного поведения.

В литературе о древней китайской живописи говорится: «Тем, кто желают учиться живописи, необходимо сначала обрести хорошие моральные качества, тогда их картины естественно будут источать дух справедливости и честности. Характер проявляется в почерке человека и это верно также для живописи». Поэтому характер и культурная основа художника непосредственно влияет на качество его живописи. Следовательно, для того чтобы преуспеть в живописи, прежде всего, надо быть хорошим человеком.

Художественная концепция китайской живописи может позволить зрителю преодолеть поверхностные ограничения объекта и изображения на картине и выйти за пределами времени и безграничного пространства, получить метафизический взгляд на жизнь, историю и Вселенную.

По этой причине искусство не может быть отделено от руководящих принципов. Претворение в жизнь истинных принципов и распространение сострадания — обязанность не только художника, но и каждого из нас.


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Китайская девочка страдает от странного недуга
  • Необычную статью написал министр Госсовета КНР
  • Во время подготовки в Шанхае ЭКСПО-2010 было насильно выселено несколько тысяч человек
  • Предупреждения о землетрясении опять были проигнорированы
  • Мифы Древнего Китая: Миф о пленении Бога Грома и сотворении людей. Часть 2


  • Top