Пять элементов — естественный переход из одного состояния в другое

Пять элементов в китайской философии: металл, дерево, вода, огонь и земля.Пять элементов в китайской философии: металл, дерево, вода, огонь и земля.Одна из теорий, находящихся в основе древней китайской науки, это теория о пяти элементах. Она имеет глубокое и разностороннее влияние на астрологию, психологию и китайскую медицину.

Древняя китайская наука основывалась на нескольких центральных теориях, имеющих взаимопроникающее влияние одна на другую. Среди них: Тай-чи, говорящая о полярных энергиях инь и ян, книга триграмм И-Цзин, помогающая прогнозировать будущее, и теория о пяти элементах, о которой пойдёт речь в этой статье.

Сегодня принято относиться к пяти элементам как к пяти видам движущих сил. Они представляют пять различных состояний потока жизненной энергии ци. Они также демонстрируют переходы из одного состояния в другое и взаимное влияние различных состояний друг на друга.

Пять элементов в китайской философии — это металл, дерево, вода, огонь и земля. Каждый из элементов представляет собой определённое энергетическое состояние и часть жизненного потока вокруг нас. Дерево символизирует весну, набухшие почки, огонь — лето и цветение, земля — центр равновесия, смену времён года и этап созревания. Металл соответствует осени и увяданию, а вода — это зима и зимняя спячка.

Переход пяти элементов из одного состояния в другое — это динамический и плавный процесс. Он воплощён в окружающей нас среде, в никогда не прекращающемся потоке. Каждое изменение в потоке, как, например, убыстрение или замедление, влияет на весь процесс циркуляции и перехода из состояния в состояние.

Созидание и сдерживание

Теория «Пяти элементов» показывает два цикла взаимодействия между различными элементами. Первый представляет созидание, питание, и в нем каждый элемент создает или питает последующий за ним элемент в круге: дерево питает огонь, огонь создает землю (пепел), земля образует металл, сформированный в ее недрах, металл порождает воду и вода питает дерево. Другой цикл, изображенный параллельно, представляет сдерживание (разрушение) — он подробно объясняет, как эти пять энергий обуздывают одна другую: дерево воздействует на землю своими корнями, почва поглощает воду, вода гасит огонь, огонь расплавляет металл и металл рубит дерево.

На многих рисунках пять элементов представлены пятиконечной звездой вписанной в круг. Круг представляет цикл созидания, который создает и питает — в нем один элемент питает последующий, тогда как звезда представляет цикл сдерживания (разрушения) в различных ситуациях.

Этот цикл созидания и сдерживания, представляющий поток природных процессов, существует и в нашем теле. Пять ближайших к нам планет, которые можно увидеть воочию, без телескопа, соотносятся с пятью элементами: Меркурий — вода, Венера — металл, Марс — огонь, Юпитер — дерево, Сатурн — почва. Китайская астрология использует пять элементов для предсказания судьбы человека. Стороны света также соотносятся с пятью элементами: Дерево — символизирует Восток, Огонь — Юг, Земля — центр, Металл — Запад, Вода — Север. Каждый элемент также соотносится с разными погодными явлениями, фруктами, зерновыми культурами и домашними животными.

Дополнительный аспект, связанный с пятью элементами, — это наши чувства. Гнев — это Дерево, радость — Огонь, любовь — Земля, грусть — Металл, страх — Вода. Мы видим, что радость питает любовь, но может привести к страданию. С другой стороны, эта любовь может так же быть сдерживающим фактором страха.

В нашем организме пять элементов играют еще более важную роль. Многие аспекты китайской медицины основаны на пяти элементах и их сочетаниях. Внутренние органы классифицируются в соответствии с пятью элементами и, таким образом, можно узнать о соотношении питания и сдерживания между ними. Можно изучать влияние изменений окружающей среды на функции тела, например, влияние смен времен года или циклов в сутках.

Из древней китайской литературы

Медицинский «Трактат Желтого императора о внутреннем» является основополагающей теорией китайской медицины. Он основан на беседах легендарного императора Хуан Ди с его советником по целому ряду медицинских вопросов. В настоящее время принято считать, что Хуан Ди жил примерно 4600 лет тому назад. Ему приписано изобретение письменности и создание китайского календаря. В его беседах с советником уже тогда упоминались пять элементов. Это говорит о том, что китайская философия была знакома с пятью элементами тысячи лет тому назад. В классической книге по истории «Го Юй» (Guoyu), относящейся к пятому и четвертому веку до нашей эры, написано: «Из различных комбинаций элементов Земли, Металла, Дерева, Воды и Огня можно создать все в этом мире».

Конфуций (551-479г.г. до нашей эры) связал пять элементов с пятью человеческими добродетелями: милосердие, честность, справедливость, мудрость и верность, и каждая из них соответствует одному из пяти элементов. Символом милосердия является Дерево. Справедливость связана с Металлом для придания твердости и стойкости. Вежливость относится к Воде, как проявление скромности. Огонь олицетворяет мудрость, в сочетании с остроумием. Честность соответствует элементу Земли и предупреждает лицемерие. Из выше изложенного видно, что честность порождает справедливость, а вежливость — милосердие.

Версия на иврите


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Безответственная политика компартии Китая в расходовании водных ресурсов страны
  • Крупное шествие прошло в Гонконге, посвященное памяти убитых солдатами КНР студентов. Фоторепортаж
  • Суд пойдёт своим путём
  • Информационный вакуум о последствиях нападения на детский сад в Китае
  • От рака в Китае каждый год умирает 1,5 миллиона человек


  • Top