Жаркое лето искусств

The Epoch Times29.07.2010 Обновлено: 06.09.2021 13:45

Японский мастер-класс. Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха


Японский мастер-класс. Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха

Облачение в кимоно. Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха


Облачение в кимоно. Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха
Летняя пора в нашей стране, где большую часть года мы вынужденно проводим в помещении, позволяет людям и искусству покинуть четыре стены.
В ряду многочисленных выставок, фестивалей, художественных акций не затерялась 2-я «Санкт-Петербургская Неделя искусств» – международная выставка-конкурс современного искусства, проходившая в июле в городе на Неве. Ее площадкой был сам город.
Немного формальной истории

Благотворительный фонд «Искусство будущего» (NextArt Foundation) учредил Международную Ассоциацию художественных выставок. Эта своеобразная сеть объединяет деятелей искусств более чем 40 стран, куда входит и «Российская неделя искусств».

Основной целью Ассоциации является поддержка творческой молодежи: художников, графиков, скульпторов и мастеров народных промыслов. Каким образом? Недели искусств являются особым способом представления молодых авторов не только зрителям-потребителям прекрасного, но более всего – широкому кругу специалистов, критиков, меценатов и ценителей искусства. Практика нескольких лет существования проекта показала, что для многих участников Недель именно с них начинается новый виток профессионального роста.

Лауреаты конкурсов зачастую не только впервые выходят на суд международного жюри, но получают возможность представлять свои произведения в других городах и на зарубежных выставках. Разумеется, это больше всего касается профессионалов из провинции, в чем и состоит благородная миссия проекта.

Для начинающих художников важно, что после выставок выпускаются на нескольких языках каталоги «Новые лица в Искусстве» (New Faces in Arts). Организаторы неслучайно называют каталог уникальным «инструментом» для дальнейшего продвижения автора: он распространяется в более чем 1000 галерей Европы и Америки и на международных выставках.

Неделя искусств – выставка и школа

В престижных для любых профессионалов залах Петербургского Союза художников открылась Петербургская неделя искусств. Как рассказала куратор Недели Светлана Куропаткина, проведение этих выставок в залах Союзов художников – одно из правил проекта. В приветственных словах организаторов на открытии Недели звучала главная, как они утверждают, ее идея: «Неделя искусств» призвана дать слово молодежи, молодым художникам и новым веяниям».

Действительно, особенность проекта в открытом, демократическом участии желающих заявить о себе. На этот раз свои работы представили сотни авторов из 62 городов России и трех десятков городов других стран.

Откровенно скажем, живописная часть выставки, при всем разнообразии сюжетов, стилей, школ, не произвела большого впечатления на посетителей.

Напротив, зал, наполненный работами декоративно-прикладного искусства, радовал богатством техник, мастерством и оригинальностью замыслов. Одно перечисление вызовет, по меньшей мере, удивление. Тут были представлены: разной техники гобелены, вышивка, расписные ткани, куклы, ручное ткачество, мозаика из стекла и соломки, ниткография (сюжеты из натянутых нитей), керамика, авангардная и традиционная тончайшая берестяная скульптура и другое.

Еще одна важная отличительная черта подобных международных Недель – насыщенная просветительская и учебная программа, в которой также могут принимать участие все желающие. Ежедневно отечественные и зарубежные преподаватели, искусствоведы, мастера, владельцы художественных галерей читали лекции и проводили мастер-классы. Большая часть из них была организована на пленэре: в парках и на площадях Петербурга, который сам является «учебником» искусства архитектуры и скульптуры.

Нам удалось познакомиться с двумя направлениями искусства на мастер-классах: импровизацией в акварели в технике alla-prima (по влажной бумаге) и японской школой Сэйдзен, что означает раскрытие возможностей, выявление способностей и воспитание лучших качеств личности.

В старинном саду Никольского собора собралось около двух десятков студентов и не очень молодых любителей акварельной живописи. Они слушали пояснения и работали вместе с лауреатом московской Недели искусств Марией Семеновой, доцентом Московского педагогического университета. С собой требовалось принести только кисти и бумагу, а также… желание получить наставления мастера. После пары часов сосредоточенного труда преподаватель и ученики остались довольными друг другом. М. Семенова так отозвалась о творческом процессе художника на пленэре: «Здесь складывается аура спокойствия, это отдых души, одновременное прикосновение к настоящему и вечному».

С большим вниманием и интересом относимся мы к искусству Востока. Оно не всегда понятно нашему восприятию, но притягивает и завораживает. Поэтому на мастер-классе японской школы Сэйдзен царила сосредоточенность не только мастеров, которые демонстрировали искусство Сёдо (каллиграфия), Сумиэ (рисование тушью), икебаны и облачения в кимОно (оказывается именно так, с ударением на второе «о», звучит это известное нам слово), но и всех зрителей.

Авторскую программу школы Сэйдзен представляла директор Центра стран Востока София Даньшина с друзьями. Магическую силу, которая ведет руку мастера восточного искусства, ощутили на себе все участники встречи. Как только Андрей Соколов, сотрудник Кунсткамеры, взял в руки кисть и сосредоточился над листом рисовой бумаги, в зале воцарилась благоговейная тишина. София поясняла: в работе мастера взаимодействует триада: душа-сердце, умение-искусство и тело-руки. «Мастер пишет не кистью, а всем телом и сердцем. Он представляет изображаемый образ, чувствует место и время и, вкладывая душу, переносит образ на бумагу. Энергия души – Ки, будучи частью Вселенной, пронизывает все». Закончив изображение ветки бамбука (такэ), А. Соколов сказал, что изобразить природу – это внести часть ее в жилище, сделать его мир более гармоничным. Само понятие Сэйдзен многозначно, это также триада: раскрытие возможностей, выявление способностей и воспитание лучших качеств.

Неделя искусств завершилась торжественным актом награждения победителей во всех видах искусств.

Победителей нынешнего конкурса Петербургской недели уже ждут на подобных Неделях в Испании и Словакии.

Атмосфера на Неделе была удивительно свободной и дружественной, несмотря на то, что ее участники были соперниками. Ева Айбазова, студентка Академии им. Мухиной, будущий театральный художник, так оценила Неделю: «Художественная среда общения на выставке – это толчок для собственного роста, более глубокого понимания своих задач».

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА