Остров – Летний сад. Раскрытые тайны подземного мира

The Epoch Times10.08.2010 Обновлено: 06.09.2021 13:45

Осветленная аллея. Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха


Осветленная аллея. Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха

Оксана Коган ведет рассказ о реставрации. Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха


Оксана Коган ведет рассказ о реставрации. Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха

С Невы «лучшая в мире из оград» и сейчас смотрится великолепно. Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха


С Невы «лучшая в мире из оград» и сейчас смотрится великолепно. Фото: Татьяна Серебрякова/Великая Эпоха
Текучей рамкой из четырех рек обрамлено подлинное сокровище времен Петра Великого, его творение и любимое детище – Летний сад в Петербурге.

Три столетия изменили сад-остров: человеческий и временной факторы вершат свое дело. С прошлого года в Саду ведутся масштабные реставрационные работы. До конца 2011 года сад закрыт для публики. Что произошло за год реставрации, узнают ли его посетители после грандиозных работ, можно понять уже сейчас.

«Полтавская рука сей возводила сад» (Петр Вяземский)

Любой человек поймет, что поэт говорит о Петре I. Добавим, что сад этот – Летний, и он ровесник Петербурга. Петр «прорубил окно» в Европу, основал новую столицу России и успел многое построить в ней. Однако время течет естественным путем: сотворенное живет, стареет и уходит в лету. Немногое сохранилось с петровской поры, а Летний сад, любимая резиденция царя с апреля по октябрь, также любимая горожанами и туристами, по-прежнему существует и даже возрождается.

На месте шведской усадьбы XVII века, возможно, по рисунку самого Петра, уже в 1704 году началось обустройство сада-огорода, в русских традициях той поры такое совмещение было естественным. Почти 12 га занимает это творение многочисленных европейских и русских мастеров «каменного и зеленого строительства». Сохранились восторженные отклики иностранных гостей, датированные 1710 годом, которые уже упоминают разнообразные строения, птичник, оранжерею, фонтаны и экзотические растения сада, который Петр задумал сделать «лучше, чем Версаль у французского короля».

Летний дворец Петра, уникальный музей – свидетель дум и дел царя, начал возводить Доменико Трезини в 1714 году. Летний сад при Петре поражал обилием вод: пруды и два десятка фонтанов – «водяных затей» – дополнял Гаванец. Это небольшая гавань, куда от Невы через реку Фонтанку заходили боты, доставляя Петра и его гостей прямо к каменным ступеням дворца.

«И в Летний сад гулять водил» (Евгения Онегина Александр Пушкин)

Наследники Петра, верные его памяти, сохраняли сад, но вносили изменения сообразно моде и вкусу времени. Елизавета Петровна сделала сад-парк открытым – раз в неделю его могла посещать приличная публика. Екатерина II была вынуждена засыпать фонтаны и Гаванец после разрушительного наводнения 1777 года, когда вода в Неве поднялась на 310 см. Восстановленный сад продолжал оставаться местом отдыха людей света. В 30-е годы XIX века здесь прогуливался Александр Пушкин, запросто, в домашних тапочках, как рассказывают историки. Он жил в это время напротив, через Фонтанку. Летний сад был предметом его творчества и вдохновения, также как и для многих людей искусства. Самуил Маршак так сказал об этом: «Весь Летний сад – Онегина глава».

До последнего времени петербуржцы и гости приходили в Летний сад укрыться от летней жары, полюбоваться старинной мраморной скульптурой, познакомиться с жизнью и кипучей деятельностью Петра в его дворце, посмотреть выставки в павильонах, послушать музыку духового оркестра и… целоваться в тенистых аллеях сада.

«Я к музам хочу, в тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград» (Анна Ахматова)

К музам публика попадет, когда в 2011 году закончатся реставрационные работы на территории всего Летнего сада. При планировании реставрации исторических мест перед научными работниками всегда остро встает вопрос: на какой период существования памятника его восстанавливать? Случается, что внесенные поздние изменения могут быть даже более высокого художественного уровня, чем изначальные объекты.

Концепция нынешней реставрации определена так: «Максимальное сохранение сложившегося облика с воссозданием «затей и забав», характерных для его наивысшего расцвета на период с 1740 гг. до второй половины XIX века». Оксана Коган, научный руководитель фирмы «Профиль», проводящей всю реконструкцию, говорит: «Наша задача – нащупать грань истории и понять, что можно, а что нельзя восстанавливать».

Нынче Сад входит в комплекс Русского музея. Зам. директора музея Владимир Баженов рассказал во время пресс-тура о том, что удалось сделать за год реконструкции. Освоено 35% из 2,3 млрд. рублей, выделенных федеральным бюджетом на реставрационные работы. Восстанавливаются фонтаны. Дорожки и зеленые участки сада получат шпалерные ограждения из особого сорта низкорастущих лип, которые специально выращиваются в питомнике Лорберг в Германии.

Могучие старинные деревья, сильно страдающие от современной городской экологии, кронированы: убраны старые и нижние ветви, аллеи и лужайки получили солнечный свет. Научное название этого – осветление. Осуществлено 40 тысяч подкормок деревьев. Все работы ведутся под наблюдением специалистов Лесотехнической академии.

Летний сад начал раскрывать тайны своего подземного мира, он впервые стал зоной археологических раскопок. Обнаружены старинные кирпичные кладки фонтанов, которым возвращается жизнь. Вскоре вместо привычных цветочных клумб на пересечении аллей посетители увидят шесть фонтанов, восстановленных по старинным чертежам. Фонтан «Фаворитка» будет музеефицирован, то есть, раскоп накроют стеклянным куполом, и можно будет увидеть петровскую эпоху, которая на метр, а то и на два ниже нашего «культурного» слоя.

Воссозданные фонтаны будут питаться водой по современной самооборотной системе, все трубы уложены под землей, воду будут подавать насосы. Добавим, что вся современная инженерия, обеспечивающая также связь и энергию, тоже спрятана под землю.

Археологи увлеченно продолжают работы по раскрытию Гаванца у Летнего дворца, где предстает подлинная петровская кирпичная кладка тротуара и обнажен вход из Фонтанки. Также раскрыты фундаменты птичника, который предполагается воссоздать и открыть там Музей археологических находок Летнего сада: монеты, остатки посуды, инструменты XVIII-XIX веков и другое.

Уже видны контуры деревянной Оранжереи, в которой будут храниться в непогоду кадковые растения, – они, по образцу европейских парков, украсят аллеи сада в летнюю пору. По старинным рисункам инженера-топографа Сент-Илера воссоздан Менажерийный пруд. В нем появится островок с беседкой, куда на ялике переправлялся Пётр. Порфировую вазу, подарок шведского короля, которая лопнула в январе 2008 года, сейчас реставрируют специалисты Русского музея. Она также займет свое место к осени 2011 года.

А вот «лучшая в мире из оград», стоящая со стороны Невы, реставрируется отдельно на средства Русского музея, и ее полная реконструкция займет еще некоторое время. Однако с Невы она и сейчас смотрится великолепно. Недаром, из многих питерских легенд одна, посвященная ей, может быть, самая удивительная: В позапрошлом веке один богатый англичанин, наслышанный о красотах Петербурга, пришел в город на своей яхте. Проснувшись поутру, он увидел поразительную гармонию гранитных столбов, ваз и кованых пик решетки Ю. Фельтена и отказался сходить на берег – ему было достаточно этой красоты.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА