Имперский поисковик

Видимо, из-за психологического наследия советского времени Россия то и дело хватается за суперпроекты, без которых вполне можно было бы обойтись. Или, как минимум, реализовать их намного дешевле и без лишней помпы. Но успеха в подобных делах добиваются по большей части другие страны с имперскими амбициями.

Одним из таких суперпроектов – шумных и слабо-реалистичных – является идея создать государственную поисковую систему в Интернете. Разговоры об этом ведутся с 2008 года, но воз и ныне там. Хотя недавно член комитета Госдумы по информационной политике Роберт Шлегель заявил, что российский национальный поисковик может быть запущен к 2011 году, а видеоролик, депутата Госдумы Ильи Пономарева под названием "Российский поисковик обгонит Google" разошелся по десяткам веб-сайтов.

Правда, если послушать комментарий Пономарева из этого ролика, то выясняется, что ничего подобного он не говорил – он лишь предположил, что российским ИТ-компаниям по плечу создать новые технологии Интернет-поиска, которые могут заинтересовать и Google. С чем нельзя не согласиться. В России были созданы сразу четыре поисковика - Yandex, Rambler и Aport, а также GoGo, разработанный Интернет-холдингом Mail.ru. Даже если предположить, что у государства есть особые задачи в Интернет-поиске, их вполне можно реализовать в содружестве с одним из четверки.

Обладающей наибольшей рыночной долей Yandex уже неоднократно демонстрировал лояльность российским властям. Сначала в сентябре 2009 года компания Yandex N.V., владеющая этим поисковиком, выпустила приоритетную акцию и передала ее подконтрольному государству Сбербанку. Приоритетная акция дает право вето на концентрацию пакета акций Yandex N.V. свыше 25% одним лицом или группой лиц, то есть Сбербанк сможет воспрепятствовать поглощению Yandex любым сторонним инвестором. В ноябре 2009 года Yandex закрыл рейтинг популярных записей в блогах, что многие расценили как еще одну уступку Кремлю.

Ни в одной цивилизованной стране идея создания национального поисковика не возникает – все вполне довольствуются системами, которые доступны на открытом рынке: Google, Yahoo!, AltaVista, Lycos, а также менее известными Ask, Cuil, Wolfram Alpha, HotBot, A9.com и др. Это и понятно – даже такой ИТ-гигант как Microsoft до сих пор не смог довести до ума свой поисковик Bing.

Зато идеей создания национального поисковика озаботился коммунистический Китай, весной этого года выдавивший за пределы страны Google, который не пожелал мириться с цензурой в Сети и принудительной фильтрацией результатов поиска. До этого, правда, Google, по соглашению с китайским правительством, более четырех лет подряд фильтровал результаты поиска в Китае: блокировал доступ к неблагонадежным (по версии компартии Китая) сайтам, например, тибетского правительства в изгнании и организаций, поддерживающих тибетского лидера Далай-Ламу.
В пятницу 13 августа 2010 г. из Китая пришла весть о первом шаге в создании подконтрольного правительству национального поисковика. Принадлежащий государству сотовый оператор China Mobile и государственное информагентство "Синьхуа" учредили в Пекине совместное предприятие Search Engine New Media International Communications Co. Вице-президент "Синьхуа" Джоу Сишенг заявил, что новое предприятие создаст лидирующую систему Интернет-поиска. Он добавил, что эти действия "являются частью государственных усилий по обеспечению информационной безопасности, а также шагом к надежному, здоровому и упорядоченному развитию медийной индустрии в Китае".

Ситуация рынок Интернет-поиска в Китае весьма напоминает российский наряду с Google (который перевел китайские поисковые серверы в Гонконг, и пока они доступны из материкового Китая) на нем присутствуют несколько успешных локальных поисковиков, прежде всего - Baidu и Sogou. Но желание китайских властей ограничить граждан в доступе к информации, которая может идти в разрез с официальной пропагандой, толкает их на создание казенного поисковика. Наряду с чистой политикой в этой истории могут быть и бизнес-интересы: в Китае насчитывается свыше 420 млн активных Интернет-пользователей, и реклама на монопольном поисковом ресурсе с такой аудиторией способна принести не один мешок золотых юаней.

Будет ли в итоге создаваться национальный Интернет-поисковик в России и как именно, возникнет ли запрет на использование иных поисковых систем и приведет ли это к появлению цензуры в Интернете, пока остается только гадать. Но почему-то кажется, что все пройдет по типичному российскому сценарию "пошумели и разошлись", как это случилось с идеей возрождения национального автопрома.

Или, если вернуться к теме ИКТ, - с идеей создания отечественной телекоммуникационной промышленности: фиксированные и сотовые сети как строились на импортном оборудовании, так и продолжают строиться. Тот же Китай, к слову, разработал национальные стандарты мобильной связи третьего и четвертого поколений: TD-SCDMA и TD-LTE. Причем ключевые вендоры мира – Nokia Siemens Networks, Ericsson, Alcatel-Lucent – наперегонки бросились создавать в Китае СП для производства оборудования этих стандартов. Их легко понять: в Китае уже насчитывается более 800 млн сотовых абонентов, и рынок имеет все шансы вырасти еще на 50%.
Имперские амбиции России не подкреплены ни таким населением, ни – хочется верить – желанием вернуться в коммунистическое прошлое. А пресечь распространение в Сети детской порнографии или экстремистских призывов вполне можно, используя федеральные законы.

Источник: ComNews.ru


Если Вам понравилась статья, не забудьте поделиться в соцсетях

Вас также может заинтересовать:

  • Amnesty International требует прекратить уголовное дело, возбуждённое против Олега Орлова
  • На «Свободе» эксперты обсуждали недопустимость «карательной психиатрии»
  • Жара может привести к авариям и отключениям АЭС
  • Отставка Эллы Памфиловой высветила мрачную сторону российской политики
  • Мари Басташевски о похищении людей на Кавказе


  • Top