Законопроект «О полиции» — легализация полицейского произвола?

The Epoch Times31.08.2010 Обновлено: 08.09.2023 20:58
 Участники пресс-конференции «Концепция реформы правоохранительных органов и проект ФЗ «О полиции»: критический обзор»: «При реализации законопроекта «О милиции» страна может быть превращена в полицейское государство. И это не преувеличение». Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха
Участники пресс-конференции «Концепция реформы правоохранительных органов и проект ФЗ «О полиции»: критический обзор»: «При реализации законопроекта «О милиции» страна может быть превращена в полицейское государство. И это не преувеличение». Фото: Юлия Цигун/Великая Эпоха
В случае реализации законопроекта «О полиции» страна может быть превращена в полицейское государство. И
это не преувеличение. Новый законопроект противоречит принципам демократического, правового
государства, — считают участники пресс-конференции «Концепция реформы правоохранительных органов и
проект ФЗ «О полиции»: критический обзор».

По мнению организаторов мероприятия, представителей Российского конгресса народов Кавказа (РКНК), данный законопроект содержит «множество антиконституционных, коррупциогенных и просто противоречащих
принципам гражданского общества норм, которых насчитывается более 50.

«Самые кричащие, наиболее яркие, наиболее грубо задевающие права граждан моменты», которые пытаются
закрепить в Федеральном Законе как нормы права, вынесла на обсуждение практикующий юрист, координатор
Кавказского правового центра РКНК Валентина Чупик. Мы перечислим лишь три из них.Некоторые комментарии

«Ст.14. Задержание… п.4. Лицо, подвергнутое задержанию, вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента водворения его в специально отведенное помещение».

— Важно заменить фразу «с момента водворения» на другую — «с момента ограничения его прав». Иначе всех задержанных под разными предлогами будут держать в коридорах и на улице, чтобы не допустить к ним юриста и переводчика! — комментирует В. Чупик.

«Я каждый день сталкиваюсь с тем, что у мигрантов отбирают документы и держат их в стенах здания, не вводя внутрь для того, чтобы не составлять протокол представления и административного задержания. Специально. Пока не откупятся. Вот правовое основание держать на улице и не дать возможности связаться с адвокатом, юристом и не предоставлять переводчика», – пояснила она.

Или п. 5 этой же статьи: «… Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, установленных федеральным законом».

— Это позволит не сообщать родственникам, правозащитникам и другим заинтересованным лицам о факте, сроках и причинах задержания, и найти задержанного станет невозможно, — говорят представители РКНК.

«Ст 21. Применение специальных средств

п.1) Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения применять специальные средства в случаях:

п.10) выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения».

— В такой редакции статья фактически легализует пытки, которые можно применять не только к подозреваемым, но и к свидетелям вообще, а также к любым лицам, с помощью которых и будут производиться «выявления» — (РКНК). «Вас могут пристрелить, если вы перешли улицу в неположенном месте. Имеют право», — подчеркнула В. Чупик.

«Статья 32. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции

п.2) Требования сотрудника полиции, обращенные к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное».

— Это санкционирование любого произвола и нарушение презумпции невиновности физических и юридических лиц, в отношении которых сотрудник полиции производит мнимо законные действия! — (РКНК).

«Ваши права нарушили, а вы обязаны доказывать свою невиновность, — комментирует В. Чупик. — Презумпция невиновности в отношении вас уничтожена полностью, но восстановлена по отношению к сотруднику полиции (данное положение предполагает априорное неравенство перед законом полицейского и НЕ-полицейского). У вас отобрали паспорт, регистрацию и уничтожили ее. Вернуть этого состояния вы не можете, даже если решение суда будет принято в вашу пользу».

«Закон о милиции» мне нравился всегда. Другое дело, мне не нравятся его правоприменители, — сделала вывод помощник председателя Президиума РКНК. — Если новый законопроект «О полиции» будет принят в этой редакции (без внесения правок), мы все, к сожалению, будем подавать в суд на президента за то, что он позволил принять такой закон».

При этом, представители РКНК полагают, что Дмитрий Медведев вряд ли сам лично был детально ознакомлен с каждым пунктом нового законопроекта, так как поставленная им перед разработчиками задача полностью соответствовала принципам демократического, правового государства. В частности, президент РФ предупреждал, чтобы в проекте отсутствовали нормы, создающие в законодательстве «пробелы, которыми впоследствии смогут пользоваться для достижения личных целей, (…) без должной процедуры или в нарушение существующих других правил, что, соответственно, влечет ограничения прав и свобод граждан».

Мотивы разработчиков законопроекта

О мотивах разработчиков законопроекта «О полиции» (оргкомитет по подготовке проекта ФЗ «О полиции», экспертный совет МВД РФ (по вопросам нормотворческой работы)), говорил сопредседатель РКНК Деньга Халидов. По его мнению, названные им четыре мотива раскрывают истинную цель создания нового законопроекта «О полиции».

Во-первых, утверждает Д. Халидов, «как правило, люди, которые проработали десятки лет в нашей правоохранительной системе, относятся к обществу как полукриминальному, а то и полностью криминальному». «Соответственно, они считают, — подчеркнул он, — что порядки в обществе должны быть установлены только криминальными методами. Этот мотив понять можно, но принять невозможно».

Во-вторых, Д. Халидов отметил наличие коррупциогенного мотива «что охраняем, то имеем». «Все ведомства так или иначе уличены в коррупции, — сказал сопредседатель РКНК. — К обществу они относятся как к среде, которую нужно держать в жестких рамках, чтобы не совершалось серьезных громких преступлений. Этот мотив направлен на то, чтобы разрушить гражданское общество, не дать ему самореализоваться для защиты своих социальных и гражданских прав».

В-третьих, «мотив, касающийся отношений между правящим классом, включающий в себя очень узкий круг бюрократии и епархии, и между российским обществом, зашифрован». «Согласно этому мотиву, — отметил Д. Халидов, — закон должен охранять узкий слой этого правящего класса от социального протеста — от гражданского общества. И это мы видим на каждом шагу, когда разгоняют, запрещают митинги».

В-четвертых, имеет место стратегический момент. По его словам, идет процесс сворачивания демократии не только в России, но и на Западе.

Подводя итог сказанному, сопредседатель РКНК обратил внимание присутствующих на пресс-конференции на то, что необходимо скооперироваться с другими правозащитными организациями, общественными структурами, разработать пакет предложений, выступить с инициативой по кардинальной переработке этого законопроекта и расширить состав оргкомитета и общественного совета, которые участвуют в разработке проекта ФЗ «О полиции».

Правозащитники недовольны законопроектом о полиции

Правозащитники также недовольны законопроектом о полиции. В заявлении известных правозащитных организаций, среди которых представительство «Международной амнистии» в России, фонд «Общественный вердикт», Институт прав человека, «Гражданский контроль» и другие неправительственные организации, говорится о том, что «законопроект существенно расширяет права полицейских до нечетких границ. Особенно это касается случаев применения мер государственного принуждения, проникновения в жилые и нежилые помещения, земельные участки, а также случаев применения силы, спецсредств и оружия. Эти и ряд других норм законопроекта ухудшают защищенность граждан».

В заявлении правозащитников также отмечается и то, что «принятие законопроекта в таком виде приведет к еще большей закрытости правоохранительных органов, росту произвола, дальнейшему ослаблению защищенности граждан и защищенности самих сотрудников полиции».

Напомним, что проект нового закона состоит из 11 глав и 57 статей (вместо 8 и 40 соответственно), к каждой из которых посетители сайта (zakonoproekt2010.ru) могут оставить свои комментарии.

Законопроект открыт для обсуждения до 15 сентября, вступит в силу 1 января 2011 года.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА